Прем'єр-ліга: Куди йде глядач?

Футбол України 15 Грудня, 12:07 1221
Прем'єр-ліга: Куди йде глядач?  | 19-27
Статистика переконливо свідчить про те, що матчі нинішнього сезону - найменш відвідувані за всю історію незалежності українського футболу.

(Публікується мовою оригіналу)

Во второй половине сороковых годов прошлого века послевоенные стадионы заполнили фронтовики, не понаслышке знающие, почем фунт лиха. Как можно было футболистам волынить, когда на тебя смотрит столь взыскательный наблюдатель?

В 1960-е на трибуны потянулся оттепельный люд. Он уже жег газеты-факелы в честь чемпионства любимой команды, открыто диссидентствовал на стадионных лавках, не расставаясь с кукишем в карманах для партийных бонз. Еще позже, в расцвет застоя, зародилось фанатское движение.

Болельщики облачились в яркие двухцветные шарфы, сложили нехитрые речовки, переиначили на футбольный лад слова популярных песен. В перестроечную пору массовыми стали выезды горячих поклонников того или иного клуба на матчи в другие города, а в ранних 1990-х - и страны.

Союз распался, и на первых порах украинский футбол лишился массового болельщика. Трибуны заполнялись лишь самыми ярыми фанатами, которые не могли себе представить жизни без любимой игры. А собственно футбол тогда был не в тренде. Насущные заботы обывателя побеждали популярную игру. И в течение семи первых чемпионатов Украины средняя посещаемость матчей внутриукраинского календаря не превышала 6000 зрителей.

Однако к концу девяностых футбольная жизнь в Украине стала налаживаться. Третий приход Валерия Лобановского в «Динамо», успехи популярного клуба на евроарене подняли интерес к спорту номер один. На рубеже веков посещаемость стала расти, и в сезоне-2001/02 приблизилась к десятитысячной отметке.

Этому поспособствовал и приход в отечественный футбол весомых финансов, и амбиции «Шахтера», не желавшего мириться с тотальной гегемонией «Динамо» и задекларировавшего борьбу за чемпионство. Интрига манила народ на трибуны.

А затем случилась трагедия - ушел из жизни Лобановский. И народ снова стал обходить стадионы стороной. Так продолжалось несколько лет, а с середины первого десятилетия нового века начался постепенный рост. Но уверенно перейти 10-тысячную отметку цифра средней посещаемости чемпионата Украины смогла только в начале 2010-х.

Тому причинами стали возросший уровень конкуренции на самом верху турнирной таблицы, проведение в Украине Euro-2012, возведение новых комфортабельных арен, реальная борьба за чемпионство с участием четырех (!) клубов, триумф «Шахтера» в Кубке УЕФА, большой приток инвестиций в украинский футбол.

…В КАКИЕ ГОРОДА?

В Киеве, Донецке, Харькове, тогдашнем Днепропетровске, Львове, Одессе трибуны стали обильно заполняться. И футболисты, игравшие в чемпионате Украины (а в ту пору у нас было немало мастеровитых легионеров, свои звезды не так засматривались на Запад в качестве места приложения футбольных талантов, вернулся в Украину и обладатель «Золотого мяча»-2004 Андрей Шевченко), демонстрировали высококлассный футбол.

Но все в мире преходяще. Закончился и «золотой век» интереса к футболу в Украине. Закончился, увы, из-за военных действий на территории нашей страны. Немало команд вынужденно покинули родные города. Матчи гастролеров на нейтральных полях, как правило, не вызывали ажиотажа. Кривая посещаемости рванула вниз.

В нынешнем сезоне средняя посещаемость премьер-лиги чемпионата Украины достигла абсолютного минимума за все годы независимости. По состоянию на середину декабря она не дотягивает и до пяти тысяч человек на одной игре!

Причины столь печального явления? Конечно, от войны никуда не уйдешь. Она в этом ряду всегда будет стоять на первом месте. Однако есть и другие факторы, влияющие на зрительский интерес. Широко разрекламированное сокращение элитного дивизиона до 12 команд имело своей целью рост интереса к футболу за счет увеличения числа топовых матчей. Как показывает практика, эта идея пока себя не оправдывает. Можно только представить, насколько уменьшится число зрителей по весне на матчах команд второй шестерки!

Наличие же 16 команд позволило бы расширить географию турнира (а с ней и посещаемость, скажем, в неизбалованных большим футболом Черкассах, Чернигове, Ровно, соскучившихся по большому футболу Харькове и Мариуполе). Уверен, что и в игровом плане верхушка современной первой лиги сможет конкурировать на высшем уровне. Нынешний розыгрыш Кубка Украины это наглядно показал.

Если никто не вылетит в текущем сезоне из элиты, а пополнят премьер-лигу четыре лучших команды первой лиги, думаю, что зрителей на трибунах ощутимо прибавится. Как вариант, переходные матчи между последней команды вышки и 5-й командой второго по силе дивизиона.

…И ГДЕ НАЙТИ НАМ СРЕДСТВА?

Еще один немаловажный фактор - стоимость билетов. Если мал спрос на товар, цена на него, как правило, снижается. А в морозную погоду, чтобы привлечь людей на трибуны, цены можно оптимизировать. Или, как сделало «Динамо» перед матчем с «Шахтером», - угостить преданных фанов бесплатным чаем.

Отворачивается зритель и от фальши. Постановочные спектакли с гордым названием «матч команд премьер-лиги», о которых узнают букмекеры, а затем информацию об этом доносят до широкой общественности медиа, увы, изживаются из нашего футбола крайне медленно. Какой зритель поверит единожды солгавшему? А не единожды?

Борьба за зрителя в условиях кризиса интереса к массовым мероприятиям должна по идее обостряться. Да, наши трибуны стали более комфортными, да, на многих стадионах не проблема перехватить бутерброд, подкрепиться чаем. Но почему так мало креатива? Почему, например, в преддверии 8 марта не одарить женщин-болельщиц билетами на футбольные матчи? Почему не сделать льготными билеты (скажем, за полцены) для болельщиков старше 65 или 70 лет?

Почему не вернуться к практике проведения лотерей во время футбольных матчей? Пусть розыгрыш машин, как во второй половине 1980-х, выглядит по нынешним временам неуместным, но разыграть клубную атрибутику - вполне можно.

Способов привлечь народ на трибуны множество. Но главный фактор - это все-таки сам футбол. Вот именно его, родимого, а не закулисных интрижек и подлых провокаций на футбольном поле хотелось бы видеть как можно больше. При всем креативе пиарщиков, главное, что привлекает народ на трибуны, это Игра!



Алексей РЫЖКОВ