Топтання на місці, або П'ять запитань до Прем'єр-ліги

Футбол України 30 Березня, 18:40 903
Топтання на місці, або П'ять запитань до Прем'єр-ліги | 19-27
Нинішньому президенту української Прем'єр-ліги Володимиру Генінсону працювати на своєму посту залишилося трохи більше тижня – вже 6 квітня відбудуться нові вибори президента УПЛ, в яких сам Генінсон брати участь не буде.

За два года своей каденции Владимир Братиславович ничем грандиозным не запомнился, реализовать задуманное не сумел по ряду причин, а болельщики наверняка будут еще долго вспоминать ему с насмешкой сравнение Суперкубка Украины с Супербоулом – финалом чемпионата по американскому футболу, самым рейтинговым спортивным событием года в США.

Конечно, критиковать Генинсона есть за что. Он обещал подать в отставку, если не сможет создать единый телевизионный пул в Премьер-лиге за три месяца. Как видим, он проработал целых два года, так и не сумев найти решение этого вопроса. Он обещал отменить обязательные взносы для клубов, а на второй сезон – оплату клубами арбитража. Но участники УПЛ по-прежнему тратят огромные деньги на ежегодные взносы (порядка 1,3 млн грн) и арбитраж. Более того, прошлым летом клубам предлагали увеличить оплату работы арбитров, но предложение Комитета арбитров ФФУ не нашло поддержки. Арбитрам увеличили компенсацию за проезд по Украине всего на тысячу гривен (до 3 тысяч), а гонорар главного рефери остался прежним – 12 тыс. гривень за матч.

Безусловно, есть и позитивные изменения в Премьер-лиге, и подводя итог работы Владимира Генинсона на посту президента, не стоит о них умалчивать. В первую очередь, отметим, что в непростое для нашей страны время команда Генинсона смогла подтянуть новых спонсоров – сеть магазинов «Фокстрот», крупнейшую в Украине сеть спортивных центров Sport Life, а совсем недавно автомобильным спонсором УПЛ стала «Skoda». За два последних года Премьер-лига сделала многое в области маркетинга – удалось провести ребрендинг, Премьер-лига обзавелась новым сайтом (хотя к нему очень много вопросов), появился свой гимн турнира и уникальная ТВ-графика. Генинсон и Ко провели несколько важных встреч представителей украинских клубов с ведущими руководителями разных европейских лиг – польской Экстракласы, испанской Ла Лиги и французской Лиги 1.



Но даже в проекции положительных моментов к команде Генинсона возникали вопросы. Спонсоров могло быть больше, а в кулуарах были недовольные контрактом со «Шкодой». Владимиру Генинсону не удалось создать главное – качественный продукт. Посещаемость матчей УПЛ упала до глубины Марианской впадины, стадионы пустуют, рейтинги телетрансляций футбольных матчей близки к нулю, формат чемпионата все еще требует реформирования, а иногда мы не видели банального принятия жестких решений Премьер-лигой и ее руководителем. Организация выбирала выжидательную позицию и хотела быть хорошей для всех, что приводило к различного рода казусам, как, например, матчи между «Олимпиком» и «Карпатами» два года кряду.

Теперь уже можно говорить точно – Генинсона, скорее всего, сменит швейцарец Томас Гримм. Очередному руководителю УПЛ придется решать ряд стратегически важных вопросов, с которыми так и не справились предшественники. Мы выбрали пять самых важных, хотя их, конечно, намного больше, плюс каждый из этих вопросов неразделимо связан с другим. Итак…

Отсутствие единого пула

Многие в Украине сделали из единого пула сакральную проблему. Однако, решив ее, вряд ли клубы начнут серьезно зарабатывать. В первую очередь, нужно создать продукт, который будет интересен зрителю, а соответственно, и телетранслятору, который захочет купить права на показ матчей.

В 2011-м году ФФУ передала коммерческие и телеправа клубам сроком на 8 лет. «Если раньше мы передавали права каждый год на срок в один год, то сейчас мы это сделали сроком на восемь лет. Если клубам будет это выгодно, они передадут свои права ПЛ и тогда будет создан единый пул. Если невыгодно – они имеют возможность проводить трансляции поединков самостоятельно», - говорил тогда Григорий Суркис, на тот момент глава ФФУ.

Как мы знаем, с тех пор ни Виталий Данилов, ни Владимир Генинсон не сумели объединить клубы, не смогли найти рычаги, которые заставили бы клубы консолидироваться в вопросе единого ТВ-пула. Ждать решения этого вопроса ближайшим летом не стоит, а вот через год, когда истекут те самые восемь лет – вполне возможно. Тогда ФФУ может обязать клубы передать свои телеправа Премьер-лиге. Но этот вопрос достаточно тонкий: а что будет, если условный клуб «Д» откажется? Ему не выдадут лицензию? Его исключат из Премьер-лиги? Очень сомневаюсь.



Возвращаемся к тому, что вопрос единого ТВ-пула – по большей части политический вопрос. Новому президенту УПЛ придется каким-то образом объединять клубы, их собственников, чтобы добиться результата. При этом сама передача медиаправ Премьер-лиге может не устроить других представителей УПЛ. Ясно, что весомый кусок от возможных теледенег захотят себе оттяпать «Шахтер» и «Динамо», остальным придется делить крохи. В итоге в едином пуле, на данный момент, условные «Черноморец», «Олимпик» или «Зирка» могут потерять несколько миллионов гривен. А это существенные деньги для руководителей этих клубов.

Есть серьезные проблемы с пиратством, которые тормозят развитие телевидения. Нужно на законодательном уровне (тем более, глава ФФУ – член ведущей политической партии в Украине) бороться с этой нечистью - только тогда каналы начнут получать прибыль, которая в итоге конвертируется в выплаты клубам. И тут выиграют все – телетранслятор, клубы и сам болельщик.

Я далек от идеи, что все матчи УПЛ должны транслироваться на платных каналах, но и бесплатный футбол ничего не даст ни клубам, ни зрителю. Как компромисс – пойти по пути многих стран, где один из матчей тура транслируется на общедоступном ТВ. Но это все теории, пока что мы говорим о том, что единый пул - нужная и важная штука, демонстрирующая имидж турнира. Тогда у вас есть не только хорошая картинка, не только системность в подходе освещения матчей, но и обзоры туров.

Формат УПЛ

Можно назвать нынешний формат украинской Премьер-лиги хорошим в нынешних реалиях, но не доработанным. Будем откровенны – бои во второй «шестерке» никому, кроме болельщиков клубов, которые там «рубятся», не интересны. Да, очень круто, что сразу три команды в УПЛ имеют шансы покинуть элиту, это обостряет борьбу в подвале таблицы, но утешительный кубок за седьмое место – не тот трофей, ради которого команды будут рвать жилы. Тут стоит согласиться с генеральным директором «Шахтера» Сергеем Палкиным, который ратует за доработку формата. Зачем выдумывать велосипед, если до нас его уже придумали? Возьмите бельгийский вариант - отлично работающая модель, после внедрения которой в Бельгии увеличился интерес к футболу. Почему мы не делим очки пополам после первого этапа? Это ведь всем очевидно, такой ход добавляет интриги, а соответственно – улучшает продукт.

Помимо этого, просто необходимо избавиться от дыр в Регламенте, коих в УПЛ полно. Начиная от календаря и заканчивая прецедентами, как с матчем «Карпаты» - «Олимпик», который играли в разных частях сезона. Неужели трудно составить календарь, во главе которого будет болельщик? В Голландии календарь на сезон детально расписывается за три месяца до старта турнира, а у нас время начала матча очередного тура объявляют за две недели. Пора давно уйти от понятия «базовый день тура» и детально расписывать календарь, учитывая всевозможные моменты – праздники, события, дни города и прочее. Футбол должен быть не только игрой двух команд, но еще и красочным шоу.

Заработок клубов

В речах Томаса Гримма есть несколько весьма правильных вещей – швейцарец считает, что клубы должны научиться выращивать своих игроков. Развивать академию, улучшать условия для работы детских тренеров, бороться с договорными матчами на юношеском уровне. Но, как по мне, мало научиться строить академии, нужно еще и уметь эффективно работать на трансферном рынке. Нашим клубам нужно научиться продавать футболистов. К сожалению, пока что в большинстве своем клубы УПЛ не умеют продавать. Украинский рынок – это рынок свободных агентов. А за рубеж за какую-то компенсацию у нас едут единицы.

В этой связи стоит не стесняться учиться. Организовывать семинары для клубов УПЛ, проводить встречи, обмениваться опытом. И тут стоит обратить внимание не на заграничные страны, а на свою ПФЛ, которая регулярно проводит обучающие семинары, куда приглашает интересных спикеров, в том числе и из-за рубежа. Премьер-лига могла бы помочь клубам наладить маркетинг, продолжать тесное сотрудничество с другими лигами Европы во всех направлениях. Наконец, создать единую платформу по продаже атрибутики, как это уже сделала ПФЛ.



Посещаемость

Футбол по телевизору, когда камера показывает абсолютно пустые трибуны, а микрофоны, расставленные по периметру поля то и дело передают бранную речь футболистов в пылу борьбы – далеко не та самая обертка, которая цепляет зрителя. Темпы снижения посещаемости в УПЛ катастрофические, у многих клубов нет своих стадионов. Тут, конечно, больше вопросов к самим клубам, их эффективности работы с аудиторией, желании что-то делать в этом направлении. Но очень хотелось бы видеть во главе Премьер-лиги человека, который способствовал бы увеличению средней посещаемости лиги, очертил круг проблем в этом направлении и старался решить эту задачу в глобальном смысле.

Эффективность управления

Владимир Генинсон пришел в Премьер-лигу и первым делом оптимизировал штат, набрал новую команду, с которой шел весь этот путь. К эффективности работы этой команды есть большие вопросы, начиная от модернизации сайта, на котором отсутствует банальная статистика по игрокам, и заканчивая решением вопросов организации чемпионата. Взять, к примеру, ситуацию с разборками между «Динамо» и ФФУ. Премьер-лига, по сути, осталась в стороне и не предпринимала каких-то шагов, чтобы урегулировать вопрос. А решение перенести доигровку матча «Карпаты» - «Олимпик» на следующий год и вовсе выглядело абсурдным. На Регламент никто не обращал внимания, а волевого решения УПЛ так и не последовало. Подобных примеров, когда болельщики ждали от руководства Премьер-лиги решительных действий, можно набрать еще немало. Да тот же обещанный официальный мяч!

Вероятно, и клубы, и болельщики хотят видеть от руководителей УПЛ большей эффективности в управлении лигой. Сможет ли новая команда Томаса Гримма справиться с этой задачей?

Подводя итог, можно отметить, что проблем в украинской Премьер-лиге в достатке, работы у нового менеджера организации будет полно. Сейчас УПЛ нужен не просто равноудаленный управленец, а еще и эффективный, опытный руководитель, способный найти те рычаги, которые заставят собственников объединиться. Конечно, звучит это в контексте украинского футбола сюрреалистично, но хочется быть оптимистом и верить, что нынешние проблемы в украинском футболе будут решены.