В наши дни не утихают споры, кто должен быть героем национальных фильмов, чтобы с экрана кого-то позвать на благие дела, а кого-то, как минимум, «разбудить», и это все – актуальная проблема.
Нужен герой-объединитель.
Вышло несколько украинских лент об известных исторических фигурах. Не хочу говорить о художественном уровне таких картин. Я о другом – герои этих фильмов являются героями не в киноведческом, а в общечеловеческом плане для одних и антигероями для других наших сограждан. Объективно они разъединяют общество. Как реагировать? Приверженцы этих личностей категоричны, в их громких публичных спичах слышны заповеди прапорщиков Советской армии: «Не знаешь – обучим! Не хочешь – заставим!».
Нужен принципиально новый герой. Который может солидаризовать общество, который способен объединить людей. И как бонус – он известен и интересен далеко за пределами Украины.
Таким условиям полностью соответствует Валерий Васильевич Лобановский. Именно его фигура, его судьба не оставит равнодушным даже того, кто далек от футбола. Впрочем, я писал об этом и год тому.
После публикации этой статьи в издании «ГОРДОН» ко мне неожиданно обратились молодые, но успешные продюсеры, чьи имена прекрасно известны в мире кино и ТВ. Они сказали, что уже начинают работать над этой темой, предложили встретиться.
Мы пообщались. На мониторе компьютера ребята даже показали мне любопытный фрагмент: знаменитый гол Олега Блохина в Мюнхене в матче за Суперкубок УЕФА 1975. Как кинематографисты «новой волны» они предъявили мне то, чем сами дополнили кадры старой хроники. Это и трибуны старого Олимпийского стадиона в Мюнхене, которого давно нет, это и эмоциональные лица болельщиков. Работа классная, не заметны «швы» между реальными кадрами старого телерепортажа и качественной работой современных компьютерных графиков. Единственное, о чем я спросил у этих продюсеров: каким они видят свой проект – односерийным – двухсерийным фильмом или сериалом? Они ответили: фильм. Вопрос не праздный.
Фильм или сериал?
Прошел почти год, больше я с этими продюсерами не общался. Сами они не проявляли инициативу, а я тем более не навязывался – проект-то их, значит, они сами вправе ставить себе задачи.
Сам же я плотно работал над сбором материала для будущей экранной работы о Валерии Васильевиче, над структурированием замысла. Возможно, мне это делать легче, чем моим молодым коллегам. В отличие от них, я много раз брал интервью у мэтра, начиная с середины 80-х годов снимал фильмы о нем, включая полнометражную картину «75 минут с Валерием Лобановским», которую многие журналисты назвали творческим завещанием тренера. Ведь записывали мы беседу с мастером буквально за пару месяцев до его кончины.
Это все к тому, что ВВЛ не укладывается в ряды тех достойных героев, в том числе и героев из мира большого спорта, о которых сделаны замечательные фильмы-байопики. К примеру, картина – номинант шести «Оскаров» и четырех «Золотых глобусов» «Человек, который изменил все» о Билле Бине, знаменитом, ныне здравствующем генеральном менеджере (так на Западе часто называют главных тренеров) американского бейсбольного клуба «Окленд Атлетикс» режиссера Беннетта Миллера. Картина была положительно воспринята мировой кинокритикой, признавшей актерскую работу Бреда Питта в роли главного героя едва ли не лучшей в его карьере.
В Украине есть кандидаты, конкретно великие спортсмены, достойные таких лент, – чемпионы мира, Олимпиад. Есть люди с драматической, порой трагической судьбой, о которых можно снять картину хронометражем полтора – три часа, те же партнеры Лобановского Олег Базилевич и Виктор Каневский.
У первого в судьбе были две трагические «зарубки»: несправедливое изгнание из тренерского штаба «Динамо» в 1976-м, когда буквально годом раньше он и Лобановский были признаны лучшими наставниками планеты. Изгнание по воле высшего начальства Украины той поры. Вторая трагедия – гибель в авиакатастрофе его «Пахтакора», а сам Олег Петрович чудом не был на борту самолета, однако всю жизнь мучился…
Другая, по-своему трагическая судьба тоже близкого друга и партнера Валерия Васильевича – Виктора Каневского. После успешной футбольной карьеры Виктора Израилевича преследовал КГБ, лишил права на работу в футболе только за то, что он хотел уехать жить за границу. Однако и в Америке у Каневского удачными были лишь первые годы. Его жизнь потом до самой смерти в 2018 году тоже более чем драматична, и показ этой судьбы на экране будет привлекать не только болельщиков. Вот эти люди достойны байопиков продолжительностью в полтора – три часа.
Лобановский – совсем иная история. Потому что его биография, несмотря на «всего» 63 прожитых года, огромная и емкая – она по большому счету включает в себя четыре эпохи:
1. Лобан – футболист. Радости побед и горечи поражений.
2. Лобановский – начинающий тренер и его совместный триумф в тандеме с Олегом Базилевичем в 1975 году. То «Динамо» – «команда звезд».
3. Лобановский – признанный в мире коуч. ФИФА включает его в список самих выдающихся наставников планеты с титулом «Ученый в футболе», оценивая его вклад в деле внедрения новейших научных разработок в тренировочный процесс. Триумфы ВВЛ с киевской «командой-звездой» в 1986 году и сборной СССР в 1988 году.
4. Отъезд на Ближний Восток. Возвращение Лобановского в Украину после работы за рубежом. Триумф «Динамо» в 1997–1999 годах. Последние дни.
У Валерия Васильевича в судьбе не было таких моментов, как у его вышеупомянутых партнеров и друзей, – моментов, способных создать очевидные «внешние» драматургические конфликты, которые и являются основой хороших сюжетов.
Не надо ему искусственно придумывать подобные обострения, столкновения. Недавно продюсеры попросили почитать сценарий игрового фильма о ВВЛ. Автор имеет заслуженное имя в литературе, в драматургии, но, не очень зная предмет, сочинил именно такой искусственный конфликт – между тренером и «охотником» за ним, неким капитаном КГБ, который в 80-е годы хочет уличить, прижать, даже уничтожить Лобановского. Подобный авторский посыл абсолютно ложный – тогда Лобановского старались не задевать не только капитаны КГБ, но и генералы «конторы», даже московские министры спорта. Почему? Об этом ниже.
У Лобановского были свои драматургические конфликты, скорее, внутренние: с юных лет до последнего дня. И не самое простое послевоенное детство на рабочей окраине Киева – Демеевке. И очень интересные отец, мать, дядя, родной брат мамы, которые заложили основы его характера – для чужаков закрытого, зачастую упрямого, однако целеустремленного, заряженного на победу, причем во всем, отсюда и поиски путей преодоления препятствий.
Дальше – еще объемнее и глубже – вхождение в большой футбол, обожание стиля игры Лобана болельщиками и одновременно конфликты с тренерами, даже с известными журналистами. Возможно, поэтому его карьера игрока достаточно скоротечна – только до 29 лет. Первые шаги на тренерском поприще, когда он осознает, что на старом багаже пути вперед нет, оттого привлекает передовую науку в тренерский процесс, отсюда и долгие, вплоть до смерти, взаимоотношения с Олегом Петровичем Базилевичем, важнейшая часть которых широкой публике неизвестна. А это и может послужить одной из самых интересных сюжетных линий.
Сюда же темы: ВВЛ и футболисты, ВВЛ и коллеги по тренерскому цеху – Бесков, Ахалкаци, Симонян, Капелло, Липпи, Фергюсон и др.
Другая линия – отношения с власть предержащими, в первую очередь с Владимиром Васильевичем Щербицким, человеком своего времени. С одной стороны, он принял негативное решение о судьбе Базилевича в 1976 году, с другой стороны, как раз Щербицкий сделал для футбола Украины больше, чем все его наследники вместе взятые. За исключением Кравчука. Они готовы лишь подержаться за международные кубки вместе с игроками перед теле- и фотообъективами. Здесь же тема: Лобановский и люди, которые поддерживают футбол в новых, постсоветских реалиях.
Не менее интересно показать отношения ВВЛ с представителями искусства, его друзьями на протяжении многих лет – Олегом Борисовым, Кириллом Лавровым, другими. У него было свое видение литературы, театра, кино, и это привлечет новый пласт зрителей.
Конечно, семья. Лобановский никогда не выставлял напоказ личную жизнь, но там тоже много моментов, способных привлечь к себе еще одну немалую группу зрителей. Перечисленное не охватывает необходимые темы.
Поэтому ограничивать байопик о ВВЛ лишь несколькими фрагментами его жизни – значит сознательно потерять очень ценный материал для умов и сердец зрителей. Это тот случай, когда необходим как раз сериал. Тут некоторые читатели могут затосковать: нынешние сериалы – «неЩастная любовь для домохозяек» либо примитивная «ментура» для такой же примитивной публики. Это не так. Сейчас умеют делать умные сериалы, в том числе и о людях спорта. Доказательство тому – британский сериал «Английская игра» (2020).
Какая продолжительность? Из скольких эпизодов (серий)? Точно не бесконечное «мыло». Я советовался с известными отечественными режиссерами. Оценив примерный перечень необходимых тем, они, не сговариваясь друг с другом, предложили оптимальный вариант – 12 серий.
Главный для меня вопрос: каким должен быть этот сериал по жанру? Ведь там есть место и драматическим моментам и, не удивляйтесь, комическим при всей кажущейся закрытости героя, и даже мелодраматическим. Они должны там быть. Но в целом, это должен быть сериал-размышление. Ибо эта черта – размышлять, анализировать – больше всего была присуща герою.
А как же то, о чем я писал в самом начале, о готовности молодых продюсеров активно использовать дорогостоящую компьютерную графику? Да, подобная добротная работа желательна, но именно как вспомогательный инструмент, как некогда комбинированные съемки. Если дать такой технологии приоритет, то на экран выйдет фильм-экшн, но не фильм-размышление. Подростки возрадуются. А остальные зрители?
«Где деньги, Зин?».
Нынче не та пора, чтобы кричать государству: «Дай деньги!», «Дай деньги!». Хотя далеко не все знают, что в последние годы как раз держава через питчинги (конкурсы) Минкультуры, Госкино была практически монополистом в финансировании кинопродукции. Что же делать?
Мне представляется, что участвовать в таких питчингах нужно. Но участвовать, ясно понимая, что согласно законодательству, казна выделит максимум 50% необходимой сметы.
Если делать сериал, то, как принято, первый показ будет на одном из телеканалов страны. Соответственно, надо определяться с выбором такого телеканала. Договариваться с его руководством о доле финансирования, либо даже о совместном производстве. Понятно, что в нынешние кризисные времена и у телеканалов денег меньше, чем прежде.
Поэтому в таком проекте важно и в финансовом, и в политическом плане – инициировать сбор денег для производства из различных источников. Нынче в бизнесе становятся популярными новые термины: фандрайзинг, краудфандинг – как раз поиск разных источников финансирования. Для ясности, инициировать сбор средств и реализовать производство как раз «народного» фильма. Такой герой заслуживает, чтобы о нем делали «народный фильм».
К числу частных инвесторов и спонсоров следует пригласить не только крупных украинских бизнесменов, близких к футболу, конкретно, близких к «Динамо», в котором герой был игроком и тренером; к «Шахтеру» и «Черноморцу», где он был игроком, к «Днепру» и Федерации футбола Украины, где был тренером клубной команды и национальной сборной Украины.
Помимо бизнесменов, стараться привлечь к финансированию сотни тысяч рядовых болельщиков, пусть со взносами 100, 200, 500 и более гривен, кто сколько может и готов дать. Для этого провести максимально грамотную пиар-кампанию в СМИ и интернете. В частности, записать короткие ролики с прямым обращением авторитетных публичных персон к людям; выдающихся спортсменов – учеников героя – Блохина, Шевченко, Шовковского, Реброва, Буряка, а также олимпийского чемпиона, заместителя председателя комитета ВР Украины по делам молодежи и спорта Беленюка; авторитетных политиков, например, первого президента Украины Кравчука и других; людей искусства, лично знавших героя, неравнодушных к футболу, узнаваемых журналистов.
Отдельно о каналах распространения. О ТВ уже написано, пока лишь об украинском. А ведь качественный сериал о Лобановском способен заинтересовать аудиторию и в других странах. Другой канал распространения – современные стриминговые ресурсы в интернете, которые все больше и больше захватывают планету, включая Украину, и доля которых в финансовой отдаче на производство экранной продукции интенсивно растет.
Я поднял не все проблемы, связанные с поставленной тематикой, с вызовами нашему киносегменту общественной жизни, к сегменту спортивного инвестирования, да и вообще к самому обществу.
Главными, подчеркиваю, вижу два фактора:
- Лобановский – герой, который объединяет, а не разъединяет наш народ;
- Надо снимать именно сериал-размышление.
Семен Случевский