«Я знаю, что традиционно многие национальные ассоциации
стараются видеть в юношеских сборных командах отражение
стиля сборной команды „А“. Но наша точка зрения заключается в том,
что всё должно быть наоборот: игра сборной команды „А“ основана на том,
что мы делаем в юношеских сборных командах».
Fernando Hierro
Главный тренер национальной сборной команды Украины Андрей Шевченко в одном из интервью сказал: «Главная проблематика: в сборных никогда не было структур. Юноша приходит в команду — там одна структура, тренеры меняются, меняется и структура. Было бы проще изменить эту вертикаль, чтобы ребята приходили и знали, как должна играть сборная».
Прежде чем перейти непосредственно к вопросу единообразия, стиля и структуры или философии игры национальных сборных команд, следует обратиться к одной истории, которая в определённой мере отражает суть проблемы конкретно в нашем, постсоветском футболе, хотя произошла в соседней России. Речь идёт о конфликте, который возник между техническим директором РФС Бертом ван Лингеном (Bert van Lingen) и главным тренером национальной юношеской сборной команды 1993 года рождения Дмитрием Аленичевым в январе 2011. Вкратце его суть такова: публичный отказ тренера играть по схеме 4-3-3 всегда и везде (согласно пожеланию вышестоящего руководителя).
Итак, позиция Аленичева: «Я, конечно, уважаю господина Берта ван Лингена и, безусловно, считаюсь с его мнением, — начал разговор тренер юношеской сборной России 1993 года рождения, четырёхкратный чемпион России, обладатель Кубка УЕФА и победитель Лиги чемпионов. — Но, поскольку за выступление доверенной мне команды отвечаю только я, решение, по какой схеме играть, буду принимать сам. Исходить в выборе тактической расстановки нужно прежде всего из наличия исполнителей. Как, скажите, я могу играть в три нападающих, если таким количеством форвардов просто не располагаю? Только тренер, работающий с командой, может знать возможности подопечных и решать, в какой расстановке использовать их с наибольшей пользой».
Позиция Берта ван Лингена состоит в следующем: «- Вы упомянули некие критерии для тренеров юношеских команд. Можно поподробнее? — У них должна быть лицензия. Должен быть опыт работы с молодёжью. Аленичев, между прочим, единственный, у кого такого опыта нет. Они должны уметь и хотеть работать по системе. И во главу угла должны ставить не результат, а цель вывести талантливых футболистов на новый уровень. Так мы работаем в Голландии. В юношеском футболе почти не завоёвываем медали, зато развиваем игроков».
Михаил Гершкович, председатель правления региональной общественной организации «Объединение отечественных тренеров по футболу» с 2006 высказался так: «Что же касается сути дискуссии ван Лингена с Аленичевым, могу сказать вот что. Безусловно, институт сборных должен являть собой единую, чётко структурированную, выстроенную по ясным принципам систему. Это даже не обсуждается. Но важно понимать, что всё это касается прежде всего глобальных вопросов: стратегии развития, философии, если хотите. А тактика — это абсолютная прерогатива тренера, который работает с командой. Тут даже спорить не о чем. Тактика не может быть догмой, и её выбор зависит от многих составляющих. Какие цели преследует данная конкретная игра или турнир? Кто твой соперник, где проходит матч, на каком поле, каковы погодные условия? Есть тысяча условий, которые обязан учитывать тренер. И только тренер знает истинные возможности своей команды. Только он вправе решать, как ему использовать имеющийся в его распоряжении потенциал, кого на какую позицию ставить и какими нагружать функциями... Убеждён, что одной из основных задач института сборных как раз является воспитание ребят в духе победителей. Потому что чемпионаты мира и Европы выигрывают сборные именно тех стран, которые вполне успешны и на юношеском уровне. За очень редкими исключениями».
Вот что говорил Гершкович об этом уже в 2016: «Когда со сборной России работал Дик Адвокат, помощником у него трудился Берт ван Линген, который одновременно возглавлял и спортивный департамент РФС. Ван Линген продвигал такую философию: все без исключения юношеские и молодёжные команды, подконтрольные департаменту, должны плыть в одной лодке — вплоть до того, что играть следует по одной и той же тактической схеме, „заточенной“ под национальную сборную. В общем команды должны повторять друг друга. Теория не нова, она апробирована много раз, в ней есть зерно, но есть и слабые места. В части тактики, например. Многие российские специалисты тогда ван Лингену оппонировали, утверждая, что тактика — штука тонкая и гибкая, она зависит от многих обстоятельств, её никак невозможно оцифровать раз и навсегда. Уровень и манера игры соперника, собственные кадровые возможности, качество газона, место-время проведения матча и так далее — факторов, влияющих в том числе на выбор тактики, великое множество, эти я просто навскидку привёл».
Ещё один взгляд на проблему от Леонида Слуцкого: «...Другим нововведением голландцев стало, что все академии во всех возрастных группах играли 4-3-3. Всегда считал это нереальной глупостью. Спрашивал тренеров: «Вот у тебя в команде есть два больших форварда-столба. Пацаны — супер! И что делать — сажать одного парня на лавку? Или сдвинуть на фланг, где совсем не его позиция? Объясни мне: почему ты должен играть по 4-3-3, а не в два нападающих? И почему вместо сильного форварда должен играть бездарный полузащитник?» Или ситуация: у тебя три центральных суперзащитника. Почему ты должен играть в два? До сих пор никто ничего не объяснил. А мне всегда казалось, что нужно развивать личности и подстраиваться под тех, кто у тебя есть. Тренер должен ставить в состав лучших, а не подгонять их под тактическую модель. В Англии я смотрел кучу детских матчей. За одну игру команда могла трижды поменять схему, причем абсолютно безболезненно. Там мне сказали: «Нам не важна схема. У нас 37 футболистов в аренде — один уехал в 4-3-3, другой — в 4-4-2, третий — в 3-5-2, четвертый — в 4-2-3-1, пятый — в „диамант“... Мы должны обучить детей основным принципам игры. Главное, чтобы они их усвоили».
В завершение несколько слов о самом Берте ван Лингене. В далекие 80-е ван Линген входил в четверку новаторов и революционеров «оранжевого» футбола, которых шутливо называли «Команда-А» — видимо, в честь главного её идеолога Дика Адвоката. Помимо нынешнего тренера сборной России и его помощника в группе состояли небезызвестные Лео Бенхаккер и Ринус Михелс. В качестве задачи они поставили глобальную реформу подготовки юных голландских игроков. И добились своего. Зачем стране, подарившей миру Кройфа, Нескенса и тотальный футбол, понадобилась реформа? Ван Линген объяснял своё стремление так: «Все наши звезды постигали футбол методом проб и ошибок на улицах. Чудо, что они пробились. Ничего иного для детей у нас тогда не было. Требовалось что-то менять».
Тем временем, прежде чем взойти на европейские и мировые пьедесталы, испанцы придерживались такого подхода: «Выбор единой системы игры, которая позволяет воспитывать футболистов европейского/международного уровня. Все сборные команды Испании играют по схеме: 1-4-2-3-1».
Нет сомнений, что единые подходы к построению игры существуют и в структуре DFB. Взлёт бельгийского футбола тоже был основан на выборе единого подхода в работе с молодыми футболистами. В частности, Бельгия остановилась на схеме 4-3-3 для всех без исключения сборных команд.
Безусловно, выбор единой структуры игры для всех без исключения команд института национальных сборных является рациональным и во многом естественным шагом в условиях существования чётко структурированной системы управления и развития национальных сборных команд. Нельзя также забывать о том, что вышеперечисленные страны обладают хорошо развитой системой подготовки юных футболистов в структуре профессиональных футбольных клубов. Ведь футболистов готовят именно профессиональные футбольные клубы, и при наличии у всех без исключения участников соревнований среди команд профессиональных футбольных клубов академий или так называемых групп подготовки футболистов, вероятно, можно рассчитывать:
во-первых: на наличие большого числа квалифицированных и конкурентоспособных юных футболистов всех возрастных категорий (широкий в количественном выражении выбор кандидатов),
во-вторых: на их готовность работать по единым стандартам, как в Нидерландах или Бельгии, либо соответствовать тактическим требованиям института национальных сборных команд, как в Испании, Франции, Германии или Англии (широкий в качественном выражении выбор кандидатов, в первую очередь их способность обучаться новому, в том числе в тактике).
Система игры команды, вероятно, должна способствовать раскрытию способностей футболистов. При этом под структурой игры нельзя понимать исключительно расстановку футболистов, а следует рассматривать её через призму функциональных задач конкретных футболистов на конкретных позициях. В этой связи, по-видимому, самое главное — вариативность футболиста, его способность играть на различных позициях и в различных игровых схемах. Футболист должен быть теоретически и практически подготовлен, и тогда, естественно, команда способна демонстрировать тот самый результативный футбол.
Здесь процитируем ещё одного спортивного экс-директора национальной футбольной ассоциации Маттиаса Заммера (DFB): «Центральный элемент современной немецкой футбольной философии — промоушн личностей/ персоналий в футболе. Целью спортивного директора DFB является: команда индивидуальностей». И именно клубы (!) должны готовить разносторонне развитых футболистов. Но при этом следует помнить: это требует тонкого, в том числе психологически выверенного, подхода к индивидуальности и личности футболиста, особенного молодого.
С другой стороны, если подавляющее большинство футбольных клубов страны не занимается подготовкой квалифицированного резерва должным образом, не обладает финансовыми ресурсами, инфраструктурой и снова-таки квалифицированными тренерскими кадрами, то национальные юношеские сборные команды страны испытывают откровенный дефицит конкурентоспособных на международном уровне кандидатов. Как следствие, тренеры сборных команд вынуждены использовать такую структуры игры, которая соответствует тактическому и техническому потенциалу футболистов конкретной сборной команды, конкретной возрастной категории. Увы, приходится констатировать, что в таких условиях речь идет о «выживании», а не о построении единых стандартов игры в единой структуре института сборных команд национальной футбольной ассоциации.
Лишь при условии эффективной работы профессиональных футбольных клубов в области подготовки собственного резерва и наличии большого числа подготовленных в структуре клуба футболистов у всех без исключения участников национального чемпионата можно и нужно говорить о выборе единой структуры игры сборных команд. Когда же украинские участники клубных турниров УЕФА вообще не заявляют футболистов в так называемый список Б или ограничиваются одной-двумя фамилиями (а тем временем участники из Англии, Испании или Германии заявляют по 10-15 молодых футболистов), когда клубные команды U-19 формируются из футболистов, подготовленных не в родном клубе, а собранных по всей стране, сложно рассчитывать на построение единых подходов и общих стандартов игры национальных сборных команд.
В этом контексте нелишне привести слова многолетнего президента Российского футбольного союза Вячеслава Колоскова: «...о другом надо думать. Как нам повысить эффективность при подготовке нашего футбольного резерва. Вот и все. Остальное — никому не нужная идея».
Вернёмся к словам Fernando Hierro, бывшего спортивного директора Real Federación Española De Fútbol, вынесенных в качестве эпиграфа: «Наша философия направлена на развитие качеств в юношеских командах, при этом остаётся прерогативой определённый стиль игры, основанный на желании доминировать и свести игру к противостоянию. Идея состоит в том, чтобы сделать путь к вершине как можно более гладким. Я знаю, что традиционно многие национальные ассоциации стараются видеть в юношеских сборных командах отражение стиля сборной команды „А“. Но наша точка зрения заключается в том, что все должно быть наоборот: игра сборной команды а основана на том, что мы делаем в юношеских сборных командах».
Таким образом, стиль игры той самой сборной команды «А» лежит в основании пирамиды института национальных юношеских сборных команд и так называемую «вертикаль» сборных команд следует начинать, вероятно, снизу вверх, для того чтобы построить действительно устойчивую и эффективную систему, в том числе эффективную и конкурентоспособную структуру игры. Хотя, несомненно, каждая национальная футбольная ассоциация, руководитель института национальных сборных команд вправе выбирать свой собственный путь и принимать ответственные решения. Критерий истинности, как ни крути, остается один — результат.
Владимир ЧЕРНО-ИВАНОВ