Каталонцев стоит признать доками по части заработка денег и превращения клуба в мировой бренд. В «Барселоне» финансовому аспекту уделяют едва ли меньше времени, чем собственно спортивному, - не удивительно, что ее доходы за последние пять лет выросли вдвое. В сезоне-2012/13 сине-гранатовые заработали чуть менее 500 миллионов евро, а в сезоне-2017/18 на их счета поступило более 900 миллионов. Это рекордная выручка в истории «Барселоны», которая рассчитывает, что к 2021 году ее доходы перевалят за миллиард.
Каталонский клуб на равных конкурирует с представителями заокеанской НФЛ, которые лидируют в мире по финансовым показателям среди спортивных организаций. Если говорить о стоимости бренда, то первое место за 2018 год, по версии Forbes, занимает «Даллас Ковбойз», чья выручка составила 840 миллионов долларов. «Барса» же расположилась на четвертой строчке (706 млн) вслед за «Манчестер Юнайтед» (737 млн) и «Реалом» (735 млн), а стоимость клуба (4,063 млрд) в течение 12 месяцев выросла на 12 процентов.
Если говорить о чистой прибыли, то она выглядит скромнее. С учетом выплаты налогов каталонцы в сезоне-2017/18 заработали около 13 миллионов евро, а в общей сложности за последние восемь лет – порядка 200 миллионов. Действительно, не самая внушительная сумма - столько же «Барса» получила на продаже одного Неймара в «ПСЖ». Но поскольку сегодня большинство клубов убыточно, и таким показателям можно поаплодировать. Во всяком случае, для испанского футбола это рекорд.
Более 200 миллионов от спонсоров
Каталонцы очень много внимания уделяют маркетингу, что сказывается и на прибыли. К примеру, в прошлом сезоне на спонсорских контрактах, продаже атрибутики и прочей коммерции клубу удалось заработать на 35 миллионов евро больше (299 млн), чем в позапрошлом. Очередной клубный рекорд, позволяющий «Барсе» с оптимизмом смотреть в будущее.
Конечно, особое значение имеют спонсорские соглашения, которые остаются важнейшей составляющей финансовой стабильности любого европейского гранда. По информации Forbes, «Барселона» лучше всех поработала в этом направлении в прошлом сезоне, если оценивать результат в денежном эквиваленте: 220 миллионов евро.
Львиную долю составил вклад титульного спонсора клуба – японской компании Rakuten. В июле 2017-го стороны подписали соглашение на четыре года с возможностью продления контракта. «Барселона» получает от одной из ведущих мировых интернет-компаний 55 миллионов евро за сезон плюс бонусы за успешное выступление в турнирах.
Единый мессенджер для всех болельщиков
Партнерство с Rakuten полезно для каталонцев не только собственно финансовыми вливаниями. Японская компания помогает сине-гранатовым развиваться в сфере цифровых технологий, что в современном мире крайне важно. Для спортивных клубов это принципиально и с точки зрения работы с болельщиками, и тут «Барса» убила двух зайцев разом. Помимо денег по спонсорскому контракту, Rakuten предоставила сине-гранатовым возможности Viber, ставшего в 2017 году официальным мессенджером команды.
Для всех поклонников «Барсы» создан специальный паблик-аккаунт, в котором можно читать последние новости из клуба, следить за ходом матчей, принимать участие в голосованиях, викторинах. Также болельщики каталонцев получают эксклюзивные стикеры и возможность приобретать билеты и атрибутику клуба в онлайн-магазине прямо в приложении. Кроме того, участники сообщества, которых уже более 4 700 000, могут зарабатывать баллы на точных прогнозах и в конкурсах, а один из счастливчиков каждый месяц получает приз BarcaViber Fan of the month и ценные подарки, в том числе и поездку на «Ноу Камп». В этом болельщикам помогает специальный чат-бот, позволяющий делать ставки на ближайшие матчи.
Все это помогает клубу не только сохранять, но и приумножать фанатскую базу по всему миру, а это главный залог финансового успеха любого спортивного проекта.
2 миллиона человек на «Ноу Камп»
Работа с болельщиками важна в том числе и для привлечения их на трибуны. Клуб давно превратил легендарный «Ноу Камп», построенный в 1957 году, в одну из главных достопримечательностей города. Поход на матч «Барселоны» для миллионов туристов стал такой же частью обязательной программы, как посещение Рамблы или собора Святого Семейства. Достичь этого удалось не только великолепной игрой команды и обилием мировых звезд, но и работой над узнаваемостью бренда. Сине-гранатовые цвета в городе преследуют вас на каждом шагу – в многочисленных сувенирных лавках, огромных клубных магазинах, в одежде местных жителей и туристов, в интерьерах баров и кафе. Куда ни глянь – везде «Барселона», а все дороги ведут на «Ноу Камп».
За прошлый сезон домашние матчи каталонского клуба (18 в чемпионате Испании, 5 в Лиге чемпионов, 4 в Кубке Испании и 1 в Суперкубке Испании) посетило почти два миллиона человек! В среднем на каждой игре присутствует более 70 тысяч зрителей при общей вместимости в 99 тысяч. То есть «Барселоне» еще есть куда расти, чтобы увеличить заполняемость домашней арены (71,45 %). И все же объем полученных за прошлый сезон благодаря «Ноу Камп» средств (182 млн евро) не может не впечатлять. А ведь дело не только в продаже билетов и коммерции на стадионе, но и в экскурсиях в свободные от матчей дни.
С учетом роста посещаемости и интереса к клубу «Барса» прошлой весной пошла на правильный шаг, запланировав реконструкцию «Ноу Камп». Серьезных изменений строение не претерпевало с 2008 года, но они не идут ни в какое сравнение с тем, чем стадион станет к концу сезона-2021/2022. Вместимость увеличится до 105 тысяч человек, появятся крыша и огромное табло, будет улучшена инфраструктура арены, облагорожена прилежащая территория и так далее. На весь проект планируется потратить порядка 600 миллионов евро, так что для клуба крайне важно сегодня оставаться в плюсе и планомерно увеличивать прибыли. После окончания реконструкции цифры в финансовых отчетах «Барсы» станут еще больше.
Зарабатывать на «Реале»
Несмотря не непримиримость двух грандов, они друг в друге очень заинтересованы – особенно в очных встречах. «Эль класико» позволяет обоим клубам заработать так, как ни на одной другой игре. Телеаудитория их матчей составляет не менее полмиллиарда зрителей, что сопоставимо с финалами Лиги чемпионов или чемпионата мира. Не говоря уже о том, что билеты на такое событие достать почти нереально, а журналисты вынуждены подавать заявку на аккредитацию самое позднее за месяц.
Очевидно, что в дни «эль класико» у «Барселоны» появляется возможность значительно увеличить свои финансовые показатели. Поэтому в клубе наверняка были рады, когда жеребьевка Кубка Испании определила ему в соперники по полуфиналу именно мадридцев. Сразу два матча с «Реалом» позволят каталонцам гораздо быстрее достигнуть желанного рубежа в миллиард евро прибыли за сезон. В такие дни увеличивается приток туристов, возрастают продажи атрибутики и билетов, увеличивается интерес к экскурсиям.