Виктор Цыганков с конца октября был переведен на новую позицию. Тренерский штаб Алексея Михайличенко стал использовать своего главного атакующего игрока в центре поля, на позиции инсайда в 4-1-4-1 или единственной «10-ки» в 4-2-3-1 (эта схема в нынешнем Динамо встречается реже).
Почему? Здесь комплекс причин.
Во-первых, отличные физические кондиции набрал Александр Караваев, еще и вернувший себе уверенность после непростого начала сезона. Михайличенко ставит футбол широко, через быстрые проходы по флангам и кроссы в штрафную – Караваев способен регулярно выполнять эти задачи.
Цыганкову же по силам проявлять себя в более сложных игровых ситуациях, при насыщенной и низкой обороне противника. Неслучайно Виктору большую свободу действий предоставлял и Александр Хацкевич, и Михайличенко: Цыганков часто уходил к центру, открываясь в сжатом пространстве, а его зону на фланге компенсировал либо поднимавшийся высоко фулбек, либо, к примеру, инсайд Денис Гармаш (при 4-1-4-1 у Михайличенко).
Отныне же Виктор изначально начинает игру в центре поля. Караваев остается в широкой позиции, растягивая линию защиты соперника и увеличивая шансы Цыганкова отыскать свободную зону. А правый фулбек Томаш Кенджера располагается ниже, являясь важным элементом для Динамо в случае контратаки противника.
Во-вторых, нельзя забывать о взаимодействии Цыганкова и Беньямина Вербича. Оба отлично чувствуют друг друга и уже неоднократно создавали ситуации, при которых Цыганков, открывшийся в центре, отдавал тонкую проникающую передачу на Вербича, вбежавшего из своего левого фланга к центру в зону завершения.
Сейчас, поскольку, опять-таки, Цыганков изначально располагается в центральной зоне и все время действует именно там, эта связка может стать еще острее.
В-третьих, Михайличенко постарался улучшить игру команды на оборону. Цыганков – очень дисциплинированный и старательный футболист, не отнекивающийся от черновой работы и зачастую даже преуспевающий в ней.
Это не Владимир Шепелев, которому не хватает скорости и агрессии (и которому вообще очень тяжело на позиции инсайда) или Денис Гармаш, способный выключиться на ровном месте из эпизода. Против Шахтера в Кубке Цыганков без каких-либо проблем отрабатывал даже в собственной штрафной площади, спускаясь туда при необходимости.
За правый фланг тем временем можно оставаться спокойным – Караваев на пару с Кенджерой покрывают огромный объем работы.
В-четвертых, потенциально опасней стала роль Цыганкова на контратаках.
Динамо обороняется по схеме 4-4-2, и, после перехода на новую позицию, именно Виктор составляет компанию форварду в переднем блоке прессинга. Причем необязательно, чтобы вниз к полузащитникам (если на то есть необходимость) уходил именно Цыганков: против Шахтера в Кубке это нередко делал форвард Артем Беседин, Виктор же оставался впереди.
И, в случае перехвата-отбора, у Динамо моментально следовала передача на ход Цыганкову – действуя на фланге и располагаясь слишком низко, Цыганков попросту не мог находиться так высоко при начале контрвыпада. Сейчас такая опция имеется.
Но насколько оправдан перевод Цыганкова на новую позицию?
Цыганков на фланге или Цыганков-инсайд вытаскивали и будут вытаскивать Динамо благодаря своему мастерству и футбольному интеллекту. Общая же ситуация не изменится: у команды все равно серьезный недостаток идей при позиционной атаке, а выход вперед по-прежнему слишком медленный. Связка Цыганков – Вербич работает исправно, сам Виктор раз за разом делает разницу, но для перехода на новый игровой уровень нужно куда больше тактических аспектов.
Цыганков-инсайд забрал за собой центрбека и создал коридор для рывка центрфорварду Беседину. Впрочем, Артем этого не видит
А потому Цыганков в роли инсайда – это неплохая попытка Михайличенко разнообразить позиционное наступление и отыскать новые игровые связки, однако она не является спасением.
Если свои собственные тактические недостатки на новой позиции Цыганков исправит (как инсайд, он не всегда пользуется пространством в глубине), то за ошибки остальных ответственность не несет и повлиять на них никаких не может. К сожалению для Динамо и самого Цыганкова.
Богдан Грыщук