18 січня В'ячеславу Дмитровичу Соловйову виповнилося б 90 років. Це він, як тренер, привів київське «Динамо» до перших золотих медалей.
(Публікується мовою оригіналу)
До эпохи Лобановского – Базилевича сначала, а затем одного Лобановского бело-синих возглавляли три тренера, которые навсегда остались в истории клуба благодаря тому, что впервые завоевывали разные трофеи: Олег Александрович Ошенков (первый Кубок СССР в 1954-м), сам Вячеслав Дмитриевич (золото-1961), ну и, конечно, Виктор Александрович Маслов (впервые три чемпионства Союза подряд – 1966-68, заодно и два Кубка в 1964 и 1966 годах). Вот такие три богатыря.
Чем Соловьев отличался от своего предшественника Ошенкова и тренировавшего после него Маслова? Первое отличие заметно сразу – возрастом. Ошенкову, когда он стал с киевлянами кубковым триумфатором, было 43 года. Маслову, когда начал оформлять «хет-трик» золотых медалей, вообще 56. А вот Соловьеву всего-то 36, а «Динамо» он возглавил в 34. Да, это только сейчас принято называть начинающим тренером того, кому за 40, а молодым того, кому за 50. Кстати, любопытное совпадение – именно в таком же возрасте «Динамо» начал тренировать и его ученик Лобановский.
Почему столь важно отметить молодой возраст Соловьева при заходе им на капитанский мостик киевлян? Все дело в психологии. В отношении к тебе футболистов. Вратаря того состава Олега Макарова Вячеслав Дмитриевич был старше всего на 4 года, защитника Владимира Ерохина – на 5, хава Юрия Войнова – на 6. Такая малая разница в летах опасна тем, что тренер «не нагулял» еще авторитета, особенно в глазах «стариков». Тем более, когда тренер начинающий, без трофеев. Но у Соловьева уже был славный запас трофеев. Как у игрока. 5 золотых медалей чемпиона СССР и два диплома обладателя Кубка страны. Никто из динамовцев тогда ничего подобного не завоевывал.
КАК ВСЕ ХОРОШО НАЧИНАЛОСЬ…
Будучи футболистом, Соловьев не затерялся в великой, вписавшей навсегда в историю свое имя «Команде лейтенантов» Бориса Андреевича Аркадьева, хотя это было вовсе непросто. Ведь рядом блистали кумиры миллионов болельщиков Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Алексей Гринин, Владимир Демин, Валентин Николаев. При производстве фильмов и телерепортажей о футболе мне доводилось очень долго работать со старой кинохроникой. До сих улыбаюсь тем давним кадрам, на которых видно, как дружина Аркадьева приезжает на очередную игру на стадион.
Все вроде как сейчас, и все по-другому. Автобус команды также обтекает толпа поклонников. Но автобус, конечно, не нынешний роскошный «Мерседес» или «Вольво», а копия городского рейсового. Кстати, буквально такой же скромный старенький автобус доводилось видеть в Барселоне, на стадионе «Камп Ноу» перед клубным музеем «гранатово-синих». И футболисты того послевоенного ЦДКА выходили из автобуса вовсе не в тренировочных костюмах от мировых брендов с такими же спортивными сумками, а в гимнастерках, сапогах, у одних на головах военные фуражки, у других пилотки. Почти все в лейтенантских погонах, только Бобров – «старлей», а Федотов – капитан.
Знаменитая «Команда лейтенантов» ЦДКА-1947. Седьмой слева – Вячеслав Соловьев
Так бы и продолжалась их триумфальная жизнь, если бы не проигрыш в упорнейшей борьбе в полуфинале Олимпиады-1952 в Хельсинки сборной Югославии. Упорнейшей, т.к. поединок пришлось растянуть на два матча, сначала была ничья. «Отец народов и лучший друг физкультурников» Иосиф Сталин в отличие от собственного сына Василия – покровителя «Команды лейтенантов» – к футболу был равнодушен. Но поражения от «ренегатов-титовцев» не пожелал терпеть, и разогнал армейскую команду. Спасибо, что не пересажал, не расстрелял, как бывало ранее.
Наш герой еще буквально пару годочков поиграл, сначала «в ссылке» – в команде города Калинина, потом вернулся в Москву, но уже в «Торпедо», однако это был вовсе не тот, привычный «топовый» уровень. Забавная деталь: примерно месяц (июль 1953 года) он играл под тренерским руководством В.А. Маслова, затем «деда» в очередной раз уволили. Соловьев буквально домучился – «Торпедо» опускалось с 3-го места на 9-е из 13-ти в «Классе А» (тогдашней Премьер-лиге). Нет, это был не его уровень. И он в 29 лет добровольно меняет амплуа – из именитого левого инсайда и полузащитника переходит в начинающие тренеры. Т.е. из Вячеслава Соловьева – в Вячеслава Дмитриевича.
СОЛОВЬЕВ-ТРЕНЕР
Сначала уезжает в Куйбышев (ныне Самару) в скромные, но с характером «Крылья Советов». В ту пору футбольный люд еще не слышал любопытное итальянское словечко «катеначчо», т.е. «дверь, которую невозможно пройти», или дословно «дверь на болтах», зато хорошо усвоил выражение «волжская защепка». Нет, эту сугубо оборонительную тактику придумал вовсе не Соловьев. Он ее собственно и «похоронил» в «Крылышках». Зато волжане до сих пор с благодарностью вспоминают, что именно Вячеслав Дмитриевич открыл там Галимзяна Хусаинова, который «звездил» позже в «Спартаке» и сборной СССР, и Николая Кольцова, которого и привел с собой в киевское «Динамо».
В Киев он приехал летом 1959 года. К его приходу «бело-синие» были классическими середнякамии. 6-е – 7-е места в турнирной таблице из 12-ти несколько лет подряд не могли устроить ни начальство, ни болельщиков. И предшественник Соловьева – Олег Александрович Ошенков – был отправлен в отставку. Хотя именно он вырастил поколение середины 50-х годов, с кем и завоевал Кубок СССР-1954, с кумирами того времени Зазроевым, Голубевым, Михалиной, Фоминым, Команом, Терентьевым и другими. Но к 1959 году команда уже нуждалась в смене поколений.
Как раз Олег Александрович подводил к основе сначала Каневского, за ним Бибу, Лобановского, Базилевича. Последними, буквально перед его отставкой, кто пополнили ряды ошенковского «Динамо», стали Турянчик, Сабо и вратарь Гаваши. Олег Александрович подводил молодых к основе, но не ввел. Почему? Сейчас трудно сказать, возможно, его душе не просто было расставаться с теми, с кем пять лет до этого завоевал Кубок. Но терпение больших начальников лопнуло – освободить место на банке!
Соловьев ничего не ломал в наработках предшественника, лишь смелее обозначил свой приоритет – как раз ставку на молодежь, по преимуществу свою, украинскую. Из Запорожья пригласил Виктора Серебряникова, с которым уже имел опыт работы в олимпийской сборной страны, и поначалу использовал его на левом краю нападения. Чуть позднее – из Одессы – Владимира Щеголькова...
Самым революционным решением Соловьева было перемещение Лобановского с позиции центрального нападающего на левый фланг. Лобановский долго сопротивлялся этой новации, да и многие знаменитые футбольные журналисты – тот же Аркадий Галинский – не приняли этого. Но Соловьев думал о команде в целом. Он не мог позволить себе роскоши держать в запасе кого-то из двоих: Лобановского или Каневского, вдвоем же в центре нападения им было тесно.
Помогло то, что Вячеслав Дмитриевич продумал очень полезную связку на левом крыле атаки: Лобановский – Трояновский. ВВЛ потом признавался, что с «Валетом» они «чувствовали друг друга спинами». Это уже позже пошли знаменитые «сухие листы» при подаче угловых от левого флажка, которые девять раз завершались «чистыми» голами в ворота, но чаще голами ударом головой Базилевича, принимавшего «сухой лист» как подачу.
Серебряников уступил Лобановскому позицию левого крайка, переместившись на место правого инсайда, и тоже не прогадал. Он стал намного больше забивать мячей именно оттуда, да еще освоив свою знаменитую «дугу». Из других тактических новаций Соловьева нельзя не отметить, что из Василия Турянчика он сделал первого «волнореза» в советском футболе. Так тогда прозывали опорных полузащитников. Именно Турянчик забил чемпионский мяч непримиримым соперникам в ту пору – московским торпедовцам, и киевское «Динамо» Вячеслава Соловьева в 1961 году впервые в истории советского футбола увезло золотые медали из Москвы.
«Динамо (Киев) – чемпион СССР-1961. Верхний ряд, слева направо: главный тренер Вячеслав Соловьев в своей знаменитой куртке из натурального хлопка, Андрей Биба, Олег Базилевич, Василий Турянчик, капитан команды Виктор Каневский, вратарь Олег Макаров, Анатолий Сучков, Валерий Лобановский, Юрий Войнов, Владимир Ануфриенко, тренер Михаил Коман. Нижний ряд слева направо: Владимир Щегольков, Валентин Трояновский, Йожеф (тогда в газетах писали Иосиф) Сабо, Николай Кольцов, Виктор Серебряников, Виталий Щербаков.
За это Вячеслав Дмитриевич получил звание заслуженного тренера Украины. Как позже заслужил такие же почетные звания в Грузии и Узбекистане за успехи с тбилисским «Динамо» и «Пахтакором». Впрочем, как наставника и воспитателя очень многих известных футболистов Вячеслава Дмитриевича тепло вспоминают еще и в московских «Динамо» и ЦСКА, питерском «Динамо», «Таврии», олимпийской сборной СССР и даже в Китае.
Нет, после 1961 года в своей тренерской карьере чемпионских званий страны он уже не завоевывал. Зато каждую из своих команд поднимал выше в турнирной таблице. Тбилисцев с 7-го места – на 3-е. «Крылья» и «Пахтакор» выводил из первой лиги в высшую, «Таврию» – из второй в первую.
Есть смысл задаться серьезным вопросом, что привнес в развитие самой игры Соловьев-тренер? Он не прославился как новатор по сравнению с Масловым в тактике – ликвидация крайних форвардов «как класса» еще до того, как в мировой прессе это приписали коучу чемпионов мира-1966 англичан Альфу Ремзи, у нас тогда фамилию того произносили «Рамсей». Или по сравнению со своими же учениками Лобановским и Базилевичем в принципиально новой разработке тренировочного процесса и выстраивании долгосрочной стратегии команды на несколько сезонов. Этого не было. Зато в каждой команде, которую тренировал, он грамотно использовал наработки своих учителей Бориса Андреевича Аркадьева и Михаила Иосифовича Якушина («Хитрого Михея»).
У последнего он много почерпнул, как общаться с футболистами. Это Соловьев еще до Лобановского первым «внедрил» в команду походы в театры, бывали и курьезы, поначалу многие динамовцы весьма скучали в опере, наконец, знаменитый центральный защитник В.Г. не выдержал и громко на весь зал крикнул Соловьеву: «Дмитрич, когда они на сцене уже заговорят нормально?».
Я когда-то спросил у Юрия Войнова: «Что, прежде всего, дал динамовцам Вячеслав Соловьев?» Великий футболист ответил просто: «Он привил нам психологию победителей». Другой его ученик Александр Бородюк отвечал мне примерно так же. Соловьев, как мы уже убедились, смело выдвигал молодых, мог увлечь их высокими целями. Справедливо вспомнить тех, кого в большом футболе «поднял на крыло» именно Соловьев. Это – Г. Хусаинов, Н. Кольцов, К. Доронин («Крылья Советов»), В. Серебряников, В.Турянчик, Й. Сабо, В. Лобановский, О. Базилевич, В. Трояновский, В. Банников, В.Соснихин («Динамо» Киев), В. Пономарев (ЦСКА). Г. Еврюжихин, В. Зыков, В. Штапов, А. Ракитский, Г. Аджоев, А. Бородюк («Динамо» Москва), Г. Нодия, С. Кутивадзе, Р. Дзодзуашвили («Динамо» Тбилиси). М. Ан, В. Федоров, В. Хадзипанагис («Пахтакор»).
СОЛОВЬЕВ-ЧЕЛОВЕК
А еще ему футболисты подражали внешне. Красивый сам по себе с благородной шевелюрой буквально белых волос на тончайший «по ниточке» пробор он всегда элегантно одевался. В 1980-х годах снимался полнометражный телефильм «Футбол нашего детства». Наша съемочная группа нашла в Москве, в Столешниковом переулке уникального старика – мастера шить знаменитые кепки из «букле», которые обожали носить модники середины 20-го века. А вратари – Яшин, Макаров, Маслаченко – всегда красовались в них на поле. У этого волшебника шапочных дел заказывали такие кепки футболисты и Москвы, и Ленинграда, и Киева. Только в Москве они тогда назывались «кепки-лондонки», а в Киеве – «ленинградки».
Так вот, мы – киношники – спросили старика-шапошника: «Кто красивее всех носил эти кепки?» И он ответил: «Бобров и Соловьев». Вячеслав Дмитриевич не то, чтобы надевал дорогие костюмы, просто одежда всегда на нем выглядела естественно и изящно.
Не могу не вспомнить со съемок того фильма, а на дворе стояло лето 1983 года, одну деталь. Мы собрали великих футболистов конца 1940-х – начала 1950-х годов – непримиримых соперников за золотые медали – армейцев и динамовцев Москвы. Они смотрели по монитору подобранную нами кинохронику их звездных лет на поле. Смотрели и весело подначивали друг друга, вели себя как малые дети. Все было одеты скорее неприхотливо, рубашки, свитера, джинсы. Лишь двое были в костюмах, в накрахмаленных сорочках, с прическами на четкий пробор. Это Константин Иванович Бесков и Вячеслав Дмитриевич Соловьев. Пока операторы двумя камерами с разных точек снимали реакцию знатных ветеранов на свою же давнюю игру, я наблюдал только за этими двоими.
Какие они похожие – ухоженные, пригожие. И какие они… разные. Бывший динамовец Бесков тогда был тренером «Спартака» и светился в зените тренерской славы, его противостояние с другим динамовцем, киевским, Лобановским – само по себе вызывало дикий ажиотаж. А бывший армеец Соловьев был тренером как раз московского «Динамо», которое болталось в те времена в лучшем случае в середине таблице.
Но, отлично помню тот день, Бесков ни разу не расстегнул пуговицу своего дорогого костюма. Он как бы нес сам себя, выглядел сплошным самоценным достоинством, наподобие английского лорда в закрытом клубе, старался говорить мало, лишь иногда снисходил репликами к своим бывшим партнерам и соперникам на поле. На Соловьеве же был клубный пиджак с блестящими пуговицами, цветной шейный платок вместо галстука, ну, тебе – поэт-декадент «серебряного века». А, главное, белоснежные брюки – хрустальная мечта Остапа Ибрагимовича Бендера. Вот если бы еще к «белым штанам» добавить как приложение Рио-де-Жанейро – то он походил на супермена из Голливуда, добившегося своей славы еще в молодые годы, а потому в те минуты – расслабленного и веселого.
Вячеслав Дмитриевич своими вроде легкими, добродушными шутками и подзавел лидеров и капитанов обеих команд, прославленных «полицейских» на поле, когда еще вместе играли – «бело-синего» Леонида Соловьева и «красно-синего» Алексея Гринина. Те, мужики простые, в конце концов, и «построили» Константина Ивановича, мол, в другой компании, вон перед своими пацанами в «Спартаке» Дасаевым и Романцевым будешь из себя строить английскую королеву…
И еще. Присмотритесь к старым «чемпионским» 1961 года фотографиям киевского «Динамо». Он там обычно в куртке из хлопка, которая на нем смотрелась как дорогой пиджак. Куртка, подобную которой в великой комедии «Осенний марафон» ревнивая жена героя выбрасывала в окно, а его друг – западный журналист – говорил: «Такие вещи из натурального хлопка, они у нас, в Европе, очень ценятся…»
То, что до сих пор так же элегантно одеваются Биба, Базилевич, Сабо, Каневский, а в свои звездные тренерские годы – Лобановский, конечно, такой стиль пошел от Соловьева. Но главное, это свидетельство того, что они ему не просто подражали. Они его глубоко уважали.
И последнее. Соловьева уважали не только за элегантность. Прежде всего, за душу, за отношение к людям. Того же Виктора Каневского он дважды приглашал в свой тренерский штаб. В 1972-73 годах в «Пахтакор», чтобы поднять профессиональный тренерский уровень своего ученика в высшей лиге после нескольких лет работы в низших. Затем в 1980-х годах, когда Каневу травило КГБ за желание уехать за рубеж, ему помогли как раз Лобановский, а затем Соловьев – взял к себе в «Таврию».
Но главное, он мог найти подход к каждому футболисту. Его как-то пытали журналисты: «Кто он, тренер-диктатор или тренер-товарищ?» Вячеслав Дмитриевич отшутился: «Я тренер-отец». Очень точно.