«Папір» повинен ще пожити!

Футбол України 25 Січня, 15:33
Кілька днів тому загальновідому українську спортивну газету «Команда» затрясло. Актуальним стало вічне питання: «Бути чи не бути?». Але, як в гостросюжетному фільмі, знайшлися добрі люди, підставили плече, газета виходить за графіком.

Кілька днів тому загальновідому українську спортивну газету «Команда» затрясло. Актуальним стало вічне питання: «Бути чи не бути?». Але, як в гостросюжетному фільмі, знайшлися добрі люди, підставили плече, газета виходить за графіком.

(Публікується мовою оригіналу)

В самом деле, было бы очень жаль, если бы столь популярный источник спортивной информации и аналитики «обломился», не дожив месяца-двух до своего двадцатилетнего юбилея. Не только жалко, но и несправедливо. Газета воспитала крепкие авторские кадры. Считайте, практически все лидеры спортивной, прежде всего, футбольной журналистики среднего поколения прошли школу «Команды». Многие из них руководят или работают в других изданиях, Интернет-ресурсах, но и в самой редакции продолжают трудиться: один из самых ярких и одновременно обстоятельных спортивных публицистов Валерий Новобранец, один из самых авторитетных футбольных аналитиков Евгений Гресь. Этот список можно уверенно продлить. События внутри и вокруг «Команды» заставили более обстоятельно задуматься о ситуации в нашей спортивной журналистике, о ее перспективах.



ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕЙЧАС?



Подозреваю, далеко не все в эти бурные для нас дни обратили внимание на определенную революцию в СМИ Украины, о которой перед самым Новым годом объявил «Мediabusiness.com.ua» – серьезный ресурс, обозревающий масс-медиа Украины. Суть этой отраслевой революции (без всяких кавычек) в том, что интернет даже формально обошел «бумажные» СМИ и стал вторым после ТВ медиаканалом в державе. Уанет уверено взял планку в 20 млн. интернет-читателей и 10 млн. интернет-зрителей, т.е. тех, кто смотрит видео в интернете. И это без учета Крыма и части Донбасса.



Более того, как бы ни был ограничен совокупный рекламный бюджет в стране, Интернет – единственный медиаканал, доходы которого в 2014 году увеличились, пусть всего на 3%. В это же время доходы других медиаканалов упали: ТВ – на 20%, печатной прессы – на 33%, радио – на 15%. Спортивная ниша СМИ ничем не отличается от общей тенденции. За исключением того, что в Украине вообще нет специализированных радиостанций, спасибо некоторым радиоканалам, что они уделяют внимание спорту.



Каковы прогнозы «Мediabusiness.com.ua» на нынешний 2015 год? Коллеги считают, что по-прежнему будет расти сегмент Интернета среди прочих медиаканалов. Как реклама – «горючее» СМИ – будет себя вести внутри «паутины»? Специалисты представили два сценария. Оптимистический и пессимистический.

– Оптимистический: рынок вырастет на 20-25%, в т.ч. видео внутри интернета – на 50-55%;

– Пессимистический: рынок вырастет на 8-10%, в т.ч. видео на 40%



Значит, печатные СМИ должны руководствоваться народной мудростью «Не тратьте куме сили, спускайтеся на дно»? Давайте разберем и это.



ПОМЕЧТАЕМ, МАЛОСТЬ



Проблемы «бумажных» спортивных СМИ испытали и продолжают испытывать не только украинские издания. Подобные трудности хорошо знакомы редакциям мировых спортивных брендов – французской L'Equipe, итальянской La Gazzetta dello Sport и других. Оказывается, у них – те же вызовы. Значит, чтобы преодолеть их, нужно ли изобретать велосипед?



Перспективу в мировых СМИ, в т.ч. спортивных, уверены руководители лидеров спортивных СМИ планеты, может иметь лишь мультимедийный проект с общей творческой философией, сочетающий газету с раскрученным брендом и Интернет-ресурс, включающий в себе Интернет-ТВ. Причем газета – это марка, которую знают все. Интернет-ресурс будет привлекать деньги, и он уже это успешно делает. Плюс собственное ТВ, которое в том или ином виде будет вечным. В свое время такой шанс имел Украинский медиа-холдинг (журнал «Футбол» и сайт «Football.Ua», газета «Команда» и сайт «iSport.Ua»). Но УМХ в силу внутренних причин не использовал этот шанс.



Интернет-СМИ держатся на «трех китах»:



– ежеминутном обновлении новостной ленты;



– возможности интерактивного участия пользователей ресурса – его читателей и зрителей. Чтоб они сами могли комментировать прочитанное и увиденное, ни для кого не секрет, что не только в Украине, но и в масштабах планеты, доля не столько «читателей», сколько «писателей» неуклонно растет – появился целый мир блогеров и «хозяев» Интернет-конференций;



– того самого ТВ внутри Интернет-ресурса, о котором уже сказано.



Об этом – о ТВ внутри спортивного сайта – подробнее. ТВ, возможно, слишком громкое слово. Однако четко необходим разнообразный (!) видеораздел, включающий не только нарезку лучших игровых моментов – хайлайты, но и новости, создание собственных программ, включая острые публицистические. Чего таить греха, у нас всего две группы телеканалов, продукция которых посвящена футболу. Вы их знаете, нет смысла напоминать их бренды. Всегда ли они объективны, не подменяют ли подчас информацию и аналитику пропагандой? Вы сами в состоянии ответить на эти вопросы. Но и это не самое главное.

«Футбольный клуб», анализируя главные футбольные программы Украины, старается приводить цифры, характеризующие количество зрителей этих передач. Те, кто следят за статистикой посещаемости ведущих футбольных интернет-сайтов, знают, что лидеры этой ниши уже не уступают футбольным эфирным телепродуктам. А если создать новые, независимые от нынешних «теледомов» ресурсы, то их посещаемость возрастет еще больше. В идеале в подобном мультимедийном проекте должен появиться свой экспертный, новостной, интерактивный канал.



ПОДОБЬЕМ БАБКИ



Ясное дело, тиражи печатных спортивных изданий, скажем мягко, больше расти не будут и новые регионы «бумага» не захватит. У газеты уходящая аудитория, прежде всего, в силу возраста. Но она есть! И в самом футболе, а не в околофутбольных сплетнях (какая новая «тачка» у очередной звезды, в каком ночном клубе он зависает, какая у него новая барышня), именно в самом футболе эта уходящая аудитория зачастую разбирается намного глубже. Более того, она еще достаточно влиятельна. Поэтому есть еще много читателей «Команды», «Футбола» и других изданий. Немало таких людей покупают или выписывает «бумагу», чтобы читать своих любимых авторов. Поэтому «бумага» должна еще пожить.

Может быть, вообще правы французы, которые говорят, что через несколько лет газета станет предметом роскоши? Ее будут читать неспешно, в раздумье, при этом раскуривая сигары.

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбольный клуб»