Футбольний сезон в Україні по завершенню чемпіонату фактично закінчився. Формально - ні, тому Прем'єр-ліга і федерація повинні офіційно затвердити це.
(публікується мовою оригіналу)
Из-за фактического финиша сезона ушли на каникулы «Профутбол» и «Великий футбол».
Телеканал «Футбол 1», официальный транслятор матчей нашей национальной дружины, сам показ матча сборных Украины и Люксембурга «обрамил» большой специальной телепрограммой, которую назвал «Главная команда».
Подобные программы – вовсе не открытие в мировом футбольном телеэфире, более того, они являются непременным блоком специализированных футбольных каналов разных стран, каналов-трансляторов матчей своих команд. И канал «Футбол» делает ее со старта отборочного цикла ЕВРО-2016.
Поэтому был интересен не сам факт подобного продукта, а его креативный уровень, проще – качество работы журналистов, режиссеров, операторов и других специалистов. Более того, интерес усиливался тем, что соперник команды Михаила Фоменко, при всем уважении к этой маленькой, но экономически сильной стране, при уважении к ее футболистам, ну никак не относится к европейским грандам.
А ведь не раз доказано, что у нас, увы, больше ходят на стадионы в международных матчах именно «на соперника». Вряд ли рядовой болельщик мог сходу назвать даже одну-две фамилии игроков Люксембурга. Тем сложнее становилась творческая задача для авторов «Главной команды». Как они с ней справились, давайте спокойно разберем, вглядываясь в разные сюжетные повороты.
Эксперты. Почему в этом статусе работали во Львове именно Вадим Евтушенко и Евгений Левченко? Мне видится, что как раз эти два узнаваемых футболиста в прошлом и экранные лица сейчас (а Евтушенко еще и действующий тренер) – самые позитивные и доброжелательные медиаэксперты из обоймы коллег, привлекаемой «Футболом». Именно такой позитив, такая корректность и необходимы для столь знаковой программы украинского футбольного телеэкрана. Что вовсе не означает табу на критику, но собственную принципиальную позицию.
Дуэт вполне справился со своей непростой задачей – оба были объективны, аналитичны, при этом интересны и подготовленному футбольному телезрителю, и тому (скорее это относится к зрительницам), кого само шоу привлекает больше, чем аналитика.
Корреспонденты. Это достаточно сложный для анализа блок передачи. Т.к. он изначально несколько разнородный. В него включены заранее подготовленные сюжеты и репортажи «вживую». Последние также делятся на две группы: непосредственно из Львова – города, где проводился сам матч, а также других городов нашей страны – Харькова, Одессы, Чернигова.
Что сказать по работе репортеров? Они все справились с вечным и каждый раз, по сути, «свежим» заданием этого жанра – ясно и коротко своим показом и рассказом донести зрителю ответы на 7 главных вопросов информационной журналистики. А ее формула были завещана еще знаменитым древнеримским оратором Квинтилианом. Эти вечные вопросы: «Что? Кто? Где? Когда? Какими средствами? Зачем? Как?»
Загодя подготовленные сюжеты продуманы и грамотно выстроены. Мне запомнился материал с конкретными и взвешенными суждениями сборников Украины в прошлом, а ныне тренеров Юрия Максимова, Дмитрия Михайленко и Сергея Попова.
Отдельно стоит отметить интересную и полезную рубрику Николая Середича по определению в социальной сети «самого болеющего за сборную Украины нашего города».
Для большинства зрителей несколько неожиданным, но очень важным оказалось то, что среди лидеров «городов-фанатов» родной дружины оказался Симферополь. Не станем уходить в политику, но по-граждански это очень значимо.
Модератор. Не секрет, что в своей каждодневной работе шеф-продюсер телеканалов «Футбол 1»/«Футбол 2» Иван Гресько занимается по преимуществу организационно-производственными вопросами. Хотя я помню его еще начинающим репортером телеканала из Тернополя.
Как ведущий «малого ток-шоу» (модератор плюс эксперты минус публика в студии) Иван Евгеньевич работает далеко не впервые. И этот хлеб нелегкий: надо следить и направлять буквально все: течение и суть самой беседы; включение героев и репортеров с других площадок; диалог с комментатором матча с его рабочей позиции; придумывать интересные зрителю подводки к сюжетам и отводки от них. При этом четко регулировать хронометраж и темпоритм сюжета всей программы, чтобы она не страдала ни вялостью, ни суетой.
Гресько с учетом всех таких хлопот работает в кадре уверенно и спокойно. К тому же, если требовалось, не без юмора и даже самоиронии, что, естественно, лишь на пользу самой телепередаче. Короче, модератор работал на качественном уровне.
Выводы: Конечно, подобный телепродукт с привлечением в разных городах большого количества журналистов, других творцов, технических специалистов, сложного телевизионного и иного оборудования, даже вертолета – игрушка недешевая. Особенно в наших «специфических» условиях неокупаемости футбольного ТВ. Но не делать его нельзя, коль скоро подписался на трансляции главной команды страны.