Украинские клубы за редким исключением не хотят и не умеют зарабатывать, живут на шее у своего владельца, а случись что с его бизнесом или настроением, эффектно и громко загибаются. Извините, что начинаю со всем известных истин, – я о другом хочу сказать.
Решись наш футбол вдруг встать на бизнес-рельсы, ему пришлось бы работать на неблагодарном и консервативном рынке среди людей, которые считают, что есть виды заработка, которыми пользоваться «западло».
За последнюю неделю на эту тему было сразу три кейса. В киевских супермаркетах обнаружили семечки, официально забрендированные «Динамо». Потом премьер-лига взяла себе в титульные спонсоры букмекера (хотя, точнее будет сказать, что это он ее себе взял). Ну и, наконец, одно из предложений коллеги Болотникова в, как выяснилось, небесполезном материале – вернуть алкогольную рекламу в спорт – вызвало горячие споры даже в редакции Tribuna.com.
Наш футбол – неблагодарный и консервативный рынок людей, которые считают, что есть виды заработка, которыми пользоваться «западло»
По динамовским семечкам проехались все. Фейсбук-элита презрительно фыркнула и вспомнила чай «За «Динамо», который лет 15 назад пытался бодрить маму. Ультрас возмутились реверансом в сторону кузьмичей – давайте, мол, еще дудки им продавать. Хотя семечки эти продают не для того, чтобы ими заплевали ступеньки НСК «Олимпийский», и не там. Никто не похвалил киевский клуб за скромный первый шаг в правильном направлении. Никто не поинтересовался, почему с семечек начали: может, там рынок проще, или ниша свободнее, или маржа выше?
В Риге хоккейное «Динамо» продает по всей Латвии под своим брендом пиво, пельмени, чипсы, колу-энергетик, лимонад, мороженое, сыры, мюсли, каши, бутерброды, багеты, пиццу и другие продукты. В Минске другое «Динамо», тоже хоккейное, делает пиво, чипсы, орешки, консервы и даже сахар. В Киеве «Динамо» футбольное не делает еще почти ничего – и ничего не будет делать, если мы будем такими переборчивыми и зашоренными одновременно.
А, чуть не забыл: был же еще концерт-празднование чемпионства «Динамо». На который, как выяснилось, не тех артистов позвали и еще платный вход по 10 гривен сделали! Ультрас хотели кого-то, кто не выступал в России, не пел на праздновании у «Шахтера» и вообще поидейнее (или вообще не проводить концерт) – по такой логике собрать аудиторию на 70-тысячнике и у экранов телевизора пришлось бы артистами вроде «Сокири Перуна» и Nokturnal Mortum, а в крайнем случае – «Воинов света» Brutto. Элита хотела что-то помоднее – судя по апломбу, это исполнители не меньше Muse, Radiohead или хотя бы Depeche Mode.
Чтобы УПЛ рекламировала красивое и красиво, каждому из нас нужно стать поплатежеспособнее
Я не ем семечки и не слушаю ни Ирину Билык, ни Александра Пономарева. Я тоже люблю красивую футбольную рекламу автомобилей и авиакомпаний больше, чем рекламу сельско-райцентровского снэка, а Muse и Brutto считаю в сто раз круче Потапа с Настей. Но мне почему-то кажется, что украинцы еще не стали настолько богатыми, чтобы быть такими переборчивыми. Напомню: средняя зарплата в стране составляет 180 долларов в месяц. Чтобы, как Формула-1, рекламировать красивое и красиво, каждому из нас нужно стать поплатежеспособнее. А до тех пор – чуть скромнее, прагматичнее и не вести себя в духе «Работы нет, живу на пособие/случайные заработки/мамину пенсию – но улицы подметать не пойду принципиально». Не требовать всенепременно Radiohead и чтоб еще бесплатно – так же, как мы научились не требовать подписания 20-миллионных легионеров, ходя на стадион за пару дес
Букмекерская контора «Пари-Матч» начала спонсировать премьер-лигу. Чемпионат, который лихорадит уже полтора года, получит два миллиона долларов за два года. Да, это вчетверо меньше контракта с «Эпицентром» – но того из УПЛ уже и след давно простыл. Да, это «Пари-Матч» нашел наш чемпионат, покрутившись год на канале «Футбол» – а не наш чемпионат привлек его своими титаническими маркетинговыми усилиями. Да, мы тоже не могли удержаться – уж очень иронично звучит на фоне скандалов. Но посмеялись и хватит – во-первых, проблема должна решаться явно не выбором другого спонсора, а во-вторых, хоть мясокомбинат, хоть сеть химчисток на сегодняшний день нас по-хорошему должны устраивать. Неплохо бы еще все тех же букмекеров вернуть в легальное поле.
О рекламе алкоголя во время спортивных трансляций на этом фоне даже заикаться страшно. Сложно объяснять, что футбол – это шоу, где жертвуют здоровьем, не имеющий на самом деле никакого отношения к здоровому образу жизни (как бы не пели об этом функционеры-демагоги). Сложно говорить о том, что алкоголь вреден в избыточных количествах и в плохом качестве – ровно так же, как «приличные» майонез и банковские кредиты. Спорить об этом начинают сходу даже те, кто покупает и употребляет первое чаще, чем второе и третье. В этот момент невольно вспоминаешь гопников из своего более-менее детства, которые подкатывали на районе с фразой: «Есть закурить? Не куришь? Вот ты молодец! Не то что я», – и затягивались при этом сигаретой.
Очищение нашего футбола неплохо бы начать с честности болельщиков перед собой
Очищение нашего футбола, о котором столько разговоров, неплохо бы начать с честности. Не только владельцев команд по отношению к игрокам, которым они обещают зарплаты, – но еще и честности болельщиков по отношению к самим себе. Мы бедные, а клубы плохо умеют зарабатывать. Лучшее, что мы можем сделать для них, – не мешать понемножку учиться.