Какой нормальный гражданин поспорит с такой патриотической постановкой задачи. Но дальше зодчего понесло как «гроссмейстера» Остапа Бендера. В частности, без тени сомнения он бодро заявил: «Второе место
(как вариант для площадки будущего Пантеона. С.С.)
– это территория стадиона «Динамо». Футбольный клуб уже долгое время там не играет. У него есть прекрасный стадион «Олимпийский» и база в Конча-Заспе. Мы рассматриваем эту территорию для строительства Пантеона и не хотим, чтобы идея построить там жилье, которая звучала несколько лет назад, стала реальностью. Жилье там неуместно, а вот для Пантеона место знаковое».Конечно, жилье там неуместно, но не только место знаковое, а сам стадион знаковый для столицы. Я не люблю, когда коренные киевляне вменяют набившее оскомину «Понаехали!» тем людям, которые обрели подобный статус, что называется, в первом поколении. Не люблю именно как коренной киевлянин, ибо преданность и полезность Городу оценивается вовсе не по этому критерию. Пишу слово «Город» с большой буквы сознательно, т.к. помню, что так обозначал Киев столь достойный наш земляк как Михаил Афанасьевич Булгаков в «Белой гвардии».
Но из прочитанного интервью делаю вывод, что господину нынешнему главному архитектору столицы неведомы некоторые важные обстоятельства.
А. Актуальные футбольные проблемы
Сергей Целовальник заявил: «Футбольный клуб уже долгое время там не играет» – если вновь вспомнить Булгакова, оказался «господином соврамши». На стадионе «Динамо» играются матчи Лиги европейских чемпионов (U-19), там проходят матчи Лиги Европы, в частности, своих зарубежных соперников принимала «Заря», и если бы луганская команда пробилась в групповой турнир Лиги Европы, то ее домашним стадионом оставался бы «Динамо». Господину топ-чиновнику, видать, неинтересно, что УЕФА в силу известных обстоятельств разрешила играть в Украине лишь в Киеве и во Львове. Только в последний момент ФФУ удалось убедить коллег из Европейского футбольного союза включить в этот реестр Днепропетровск.
Вообще, главному архитектору Киева первому должно быть стыдно, что в столице европейского государства лишь два стадиона пригодны по критериям ФИФА и УЕФА принимать матчи международного профессионального футбола уровня – НСК «Олимпийский» (70 тыс. мест) и «Динамо» (около 17 тыс.). При всем моем добром отношении к работникам стадионов «Оболонь» (5 тыс.) и им. Виктора Банникова (1,7 тыс.) – эти арены не соответствуют таким требованиям. В уважающей себя европейской столице таких стадионов – 4-5 и больше.
Самая свежая весточка для господина, отвечающего за архитектурное лицо Киева. Наш родной и самый справедливый на свете Окружной административный суд 4 сентября 2015 года постановил на месте исторического стадиона «Старт» (матчи в оккупированном городе в 1941-42 г.г.!) разрешить близкой к сыну сбежавшего экс-премьера Азарова фирме «Голден Хаус» строить жилищно-офисный и торгово-развлекательный комплекс. И это при катастрофической нехватке стадионов и спортивных площадок в Городе.
Б. Исторические аспекты футбола Киева и Украины
Когда основной состав динамовцев прежде выступал на НСК «Олимпийский» (как бы он в разные времена ни назывался: стадион им. Н. Хрущева, «Центральный»), то молодежные, дублирующие составы – здесь, над склонами Днепра. Именно здесь делали первые серьезные шаги в футболе В. Лобановский, В. Каневский, А. Биба, О. Базилевич, В. Мунтян, А. Бышовец, О. Блохин, А. Михайличенко, А. Шовковский, А. Шевченко и многие другие.
Здесь, точнее, на площадке возле кортов, чуть ли не до последнего дня своей жизни тренировал малышей один самых славных левых крайних нападения «Динамо» Виктор Фомин.
Футбол в нынешнее непростые для него времена все равно остается одной из визитных карточек страны, а Валерий Васильевич Лобановский, чье имя носит сооружение – один из великих граждан Украины. Не обязательно быть футбольным болельщиком, но ответственный государственник должен такое знать. А главному архитектору столицы в силу своего статуса надлежит быть государственником.
В. История архитектуры Киева
Кто-кто, а главный архитектор Киева еще обязан знать, что стадион «Динамо» построен в 1933-34 г.г. по проекту В. Осьмака и В. Беспалова. Во время второй мировой войны он был сильно разрушен, затем реконструирован по проекту М. Гречины и И. Хоменко.
Это простым болельщикам простительно не знать имена Василия Александровича Осьмака или Михаила Игнатьевича Гречины, но никак не главному архитектору Города.
Профессор КПИ Осьмак – автор проектов Национальной библиотеки им. В. И. Вернадского, библиотеки Национального университета им. Т. Г. Шевченко, Театра оперетты, нескольких известных гимназий и больниц Города.
Гречина создавал проекты реконструкции стотысячника НСК «Олимпийский» в 60-х - 70-х годах, а также строительства Дворца спорта, гостиницы «Русь», Дома Торгово-промышленной палаты на Львовской площади, жилых массивов столицы.
Проект стадиона «Динамо» – один из образцов стиля архитектуры Города. А ведь помимо стадиона, реализуйся варварский замысел Целовальника, пострадает Парковый мост, он же «Мост любви», «Чертов мост». Это же творение самого Евгения Оскаровича Патона.
Также пострадает здание бывшего ресторана «Динамо» – проект знаменитого киевского архитектора Иосифа Юльевича Каракиса. Да, как не удивительно, здание бывшего ресторана – памятник архитектуры конструктивизма. В нем замечательно отразились идеи корифеев зодчества той эпохи Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта. Вот что писали об этом сооружении 30-х годов профессионалы в специализированном архитектурном журнале уже в 90-х годах ХХ века: «И сегодня это здание - один из лучших образцов Киевской архитектуры того времени. Это сооружение интересно еще и тем, что в нем впервые в полной мере проявляется пристрастие архитектора к проблемам колористики и синтеза искусств – новаторские приемы для того времени, характеризующегося в целом аскетичностью позднего конструктивизма».
Г. История кино
Не поверите, но речь идет не о съемке документальных фильмов о футболе, а о создании художественных шедевров, которые вошли в историю мирового кино. Так, на стадионе «Динамо» еще в далеких 30-х годах снимались замечательные картины:
– «Строгий юноша» (автор сценария Юрий Олеша, режиссер Абрам Роом). Это первый советский фильм, запрещенный к показу зрителям лично Сталиным. Тиран умел разбираться в тонкостях киноязыка и ясно понял издевку авторов над лозунгами эпохи тоталитаризма. Если судить по законам формотворчества, то «Строгий юноша» – отдельная страница в мировом кинематографе. Им восхищались Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо, Бернардо Бертолуччи, по нему до сих пор учат студентов в лучших киношколах мира. Более половины этой ленты снято у знаменитых колонн стадиона, на поле, в его подтрибунных помещениях.
– знаменитая комедия «Вратарь» (режиссер Семен Тимошенко), ее показывают до сих пор, и картина за 70 лет вовсе не устарела. Роли футболистов там играли великие динамовцы Антон Идзковский, Макар Гончаренко, Константин Щегодский, Иван Кузьменко, Алексей Клименко (двое последних были расстреляны фашистами, пусть «Матч смерти» – практически миф, но их расстреляли в 1942 г. реально).
– в 1973 году много эпизодов для своего фильма «Дед левого крайнего» на «Динамо» снял один из основоположников украинского поэтического кино Леонид Осыка. Фильм по цензурным или иным причинам так и не дошел до массового зрителя. А ведь это был шедевр. Во-первых, там играли корифеи экрана и сцены: Николай Яковченко (его первая и последняя не комическая, а глубоко драматическая роль в кино), Константин Степанков, Валентина Сперантова, Борислав Брондуков, Антонина Лефтий. Одну из главных ролей сыграл тогдашний кумир болельщиков динамовец Анатолий Бышовец. Во-вторых, режиссеру удалось тонко показать атмосферу Города, отразить целую эпоху. В том числе и кадрами, снятыми на «Динамо».
Интересный вопрос: почему кинематографисты так любили снимать игровые картины на стадионе «Динамо»? Самый точный ответ принадлежит, как ни странно, президенту УЕФА, великому футболисту Мишелю Платини. Незадолго до начала ЕВРО-2012 я взял у него интервью, и в нем Платини отметил, что на «Динамо» особая аура – рядом «Днепр», парковая зона, там всегда свежо, приятно и радостно. Он высказал свое мнение, что этот относительно небольшой стадион по названным причинам - один из самых уютных в мире.
Вместо эпилога
Великий писатель Чингиз Айтматов в своем романе «И дольше века длится день» ввел в обиходный язык понятие «манкурт». Это взятый в плен человек, превращенный в бездушного раба, подчиненный хозяину и не помнящий ничего из прежней жизни.
Не стану утверждать, что нынешний главный архитектор Города, который сам в нем живет недавно, не знает его истории. Но если судить по призывам снести стадион «Динамо», то он, в самом деле – чужак Киеву.
Семен Случевский