Мерный стук колес поезда, как ничто другое, дает понять, что все, что было, осталось в прошлом. В том числе и вчерашний позор сборной Украины. В том числе, и чемпионат Европы для нас. Увы, подсчитывая шансы на проход в плйе-офф и здраво оценивая шансы команды Михаила Фоменко навязать борьбу чемпионам мира, все дружно забыли о Северной Ирландии, а гордые британцы недооценки не прощают. К сожалению, теперь, вместо мыслей о битве с Польшей за второе место, украинские болельщики озадачены лишь тем, как бы поскорее разъехаться по домам, поскольку турнирных причин задерживаться во Франции у них не осталось, а сборная не отплатила им за поддержку достойной игрой.
Все это, конечно, очень грустно, если взглянуть на ситуацию глазами обычных фанатов. Тысячи километров преодолены самыми различными способами, порой даже с риском для здоровья. Спланированы и потрачены существенные бюджеты, а на выходе все имеют большой пшик. Особенно разочарованной выглядела вчера вечером европейская диаспора украинцев. Вместе переживая свою неудачу, все затем стали свидетелями настоящей катастрофы, которой стала ничья поляков и Германии. После этого двери в плей-офф для Украины окончательно и бесповоротно захлопнулись. В итоге, сегодня утром многие уже не захотели ехать в Марсель, где состоится последний матч Украины.
Сила разочарования всегда пропорциональная масштабам ожиданий. А они были от вчерашней игры очень высоки. Это читалось в настроении украинских фанатов еще после поражения немцам, а перед игрой с Северной Ирландией и подавно. Вокруг уже не было слышно речей о том, что кому-то неудобно жить вчетвером в двухместных номерах, что накопилась усталость от переездов — все только и твердили, что такого соперника, как британский новичок Евро, нужно обыгрывать одной левой. А уж когда есть такая левая, как у Ярмоленко, то любимая команда просто обречена на успех.
Прибыв накануне встречи в Лион, нельзя было не заметить, что улицы кишат североирландцами, которые, несмотря на очередной дождевой вечер, не могли отказать себе опустошить пивные запасы местных пабов. Таковых в центральной части, расположившейся на территории старого города, предостаточно, но найти свободное место хотя бы в одном было задачей неразрешимой. Те же, кому не хватило места в пабах, успешно оккупировали континентальные кафе и рестораны, или же довольствовались алкогольными запасами магазинов, предпочитая распивать покупки прямо на улице. Украинцев же на этом «разогреве» встретить было крайне сложно. Удивительного в этом, впрочем, ничего нет. Многие арендовали жилье за пределами Лиона, и мало кого привлекала перспектива вечерней поездки в город ради пары бокалов пива, да еще и под проливным дождем.
Согласно последним данным, обычно за год Лион посещает до 3 миллионов туристов. Проведение такого крупного мероприятия, как Евро, не должно стать неподъемной нагрузкой для города. И все же, людность не идет узким улочкам бывшей шелковой столицы Европы. Сейчас Лион хоть и входит в тройку крупнейших городов Франции, но, в отличие от Парижа или Марселя, суета здесь возникает исключительно благодаря приезжим, тогда как местному населению больше по душе размеренный ритм жизни.
За свою историю Лион неоднократно переживал падения, но неизменно восставал, даже из пепла. Последним автором такого возрождения города стал Наполеон Бонапарт, следы деяния которого можно найти на площади Белькур, где покоится первый камень, заложенный императором в новый фундамент этого прославленного торгового центра Франции. Именно благодаря торговле, кстати, Лион и появился на карте. Протекающие здесь реки Рона и Сона стали отличным подспорьем для того, чтобы в месте их стечения образовалась деревушка, куда поставляли свои товары древние купцы еще в годы до нашей эры. Толчок же к развитию Лиона, как города, дали римляне, влившие цивилизацию в торговую деревню.
Удачное расположение — прямо в сердце страны — располагало к тому, чтобы Лион на протяжении всей своей истории был настолько важным для торгового сообщения, что после каждого уничтожения его обязательно восстанавливали. Удобство расположения города могли ощутить на себе и приехавшие на Евро-2016 болельщики, ведь для многих он стал главным опорным пунктом, давая возможность оперативно добраться до остальных мест проведения матчей чемпионата. Добавьте сюда множество культурных достопримечательностей (помимо соборов и древних строений, к таковым можно и нужно отнести многочисленные музеи, среди которых есть музей братьев Люмьер, музей ретро-автомобилей и множество других увлекательных локаций, интересных любому туристу), и идеальное место для футбольного и культурного отдыха найдено.
Помимо выгодного расположения, впрочем, иных логистических плюсов у Лиона не нашлось. Не считая Парижа, этот город можно смело назвать самым дорогим по стоимости проживания на Евро. Даже далеко за окружной дорогой цена номера за одну ночь уверенно переваливала за 100 евро. Что уж говорить о городской черте, где на окраинах встречались ценники по 160 евро и выше, что для нашего брата, особенно прибывшего непосредственно из Украины — серьезный удар по карману. Потому, как говорилось выше, многие искали счастья в окрестных городках и деревнях, и лишь в день матча улицы Лиона окрасились в желто-голубые цвета, которые вытеснили зелено-белое море североирландцев. Прогуливаясь по знаковым местам бывшей шелковой столицы, украинцы светились оптимизмом, а выглянувшее после вчерашнего дождя солнце только добавляло положительных эмоций перед ключевым противостоянием сборной в группе.
Поскольку перед Лионом многие уже успели посетить Лилль, здесь было с чем сравнивать, и от параллелей уйти не удалось. Общая черта этих двух городов — их стадионы находятся весьма далеко от центра. Но! Если в Лилле арена просто расположилась в пригороде, то Стад де Люмьер вынесен далеко за городскую черту, и чем ближе к матчу, тем, как обычно, сложнее к нему подобраться. Это особенно ощутили на себе те, кто прибыл на матч своим транспортом. Лучшим местом для парковки бывалый немецкий фанат, вызвавшийся помочь советом, назвал прилегающие к стадиону площадки торговых центров, которые мало того, что вместительные, так еще и бесплатные. Если не желаете платить за стоянку по 3 евро/час, то это самый, что ни есть, подходящий вариант. Но и здесь не все так просто. Специально обученные стюарды на парковках быстро дают понять, что места на них предоставлены только для клиентов магазинов, а украинские номера автомобиля выдают истинную цель визита, которая с покупками как раз ничего общего не имеет. В итоге приходится немного покрутиться вокруг ТЦ, чтобы в итоге найти прекрасные свободные места в тени меньших супермаркетов, также расположившихся на огромной торговой площади.
Если же добираться до арены общественным транспортом, то единственный дискомфорт, который придется выдержать — это битком набитые вагоны трамвая. По ветке Т3 можно добраться от главного вокзала города Пар Дью чуть ли не под центральный вход на стадион. Этот же транспорт отвезет вас обратно в Лион, но предварительно придется выстоять нешуточную очередь, что ощутили вчера многие.
Есть с чем сравнить ситуацию на Стад Люмьер и журналистам. Как ни прискорбно, но и здесь, как и в Лилле, многие волонтеры банально не могли дать нужной информации и порой демонстрировали потрясающее незнание логистики арены. В итоге, пришлось искать медиа-центр чуть ли не на ощупь, ведь и языковой барьер стал серьезным препятствием — добровольные сотрудники Евро-2016 банально не владеют даже английским. С другой же стороны, впервые для себя на этом Евро удалось услышать русскую речь из уст волонтеров. Что касается мер безопасности, то они оказались не такими жесткими, как на первом матче Украины, и в этот раз даже никто не заинтересовался наличием в рюкзаке монопода, который вызывал вопросы у службы безопасности в Лилле. Действительно, ожидать каких-то эксцессов на таком матче было бы странно. Болельщики обеих команд вели себя сдержанно по отношению друг к другу, ни о каком рукоприкладстве речи и быть не могло — все сосредоточились на поддержке своих сборных и по традиции не чурались совместных фото с соперниками на фоне стадиона. Кроме того, особого ажиотажа вокруг игры ожидаемо не было, и трибуны в итоге заполнились где-то на 3/4. И даже в пресс-ложе нашлось множество свободных мест, Тогда как за противостоянием Германии и Украины все было забито под завязку.
В целом силы болельщиков разделились примерно поровну, но при таких раскладах у украинских «кузьмичей» не было никаких шансов против североирлндской армии. Еще на предматчевой репетиции британцы без проблем перекричали запись, как украинской песни в поддержку сборной, так и свою композицию. Естественно, тенденция сохранилась и во время игры — даже по телевизору наверняка чувствовалось, насколько громче свою сборную поддерживают гости из Британии.
К чести украинской торсиды, неудача не внесла разногласий в наши ряды. Горечь поражения многие переживали вместе, разделившись на крупные группы по разным уголкам города. Единство сейчас — самый ценный актив украинцев, и футбола это также касается не в последнюю очередь. Впереди Марсель, где, по слухам, наших фанатов уже поджидает российская хунта, никак не желающая угомониться на французских просторах. Но до Марселя еще придется потерпеть денек. Сегодня в программе Ницца и матч действующих чемпионов Европы — два слагаемых, способных отвлечь внимание от насущных проблем.
Матвей Белосорочкин