(Публікується мовою ор
игіналу)
Тема нова и вызывает целую палитру эмоций, от восторженности и панацеи для украинского футбола, до скепсиса и негатива. Кто-то защищает, кто-то критикует.
24 августа на Трибуне вышла статья Владимира Мыленко под названием «Почему украинские народные клубы – это фейк», где конструктивно критикуется идея и показываются основные подводные камни этой идеи. 11 октября вышла статья Николая Несенюка под названием «Футбол без «хазяина», в которой автор делится своим мнением, что «народные клубы» — это выход для улучшения посещаемости футбольных арен.
Как один из инициаторов возрождения Вереса по этой модели, вижу немного поверхностный анализ этих двух статей, и решил вставить свои 5 копеек в эту дискуссию.
Но для начала, немного из прошлого.
В декабре 2011 Кварцяный, тренер Волыни, сказал, что Ровно – это пустыня Гоби, из-за того, что здесь нет профессиональной футбольной команды.
Спустя 5 лет, ровенские болельщики передали привет тренеру Волыни, что здесь уже не пустыня.
Болельщицкий бум в Ровно в 2015/16 г.г., заставляет удивляться футбольных менеджеров по всей Украине. Верес захватил первенство по количеству болельщиков на матчах среди клубов двух лиг ПФЛ, и даже среди десятки клубов УПЛ. При этом люди не ходят на футбол бесплатно, а клуб реализует билеты по ценам, которые даже для клубов УПЛ кажутся завышенными. По скромным оценкам клуб смог заработать до 700 тыс. грн., на билетах.
Сначала болельщицкий ажиотаж объясняли тем, что Ровно заскучало за профессиональным футболом. Но когда болельщики заполняют стадион круглый сезон, тогда стоит поискать другую причину.
18 июля 2016 года, также должно разорвать шаблон у большинства футбольных экспертов и специалистов. Ровенский клуб собрал почти полный стадион, в дождливый день понедельника, продавав при этом билеты по 25 и 50 грн на товарищеский матч с Волынью.
Итак, в чем же секрет такой футбольной аномалии?
По моему мнению, секрет стоит искать в организационной форме НК «Верес». Именно то, что клуб принадлежит болельщикам, позволяет людям чувствовать свою принадлежность к клубу и переживать за него, как за что-то свое. Это их детище, которому нужна поддержка. Естественно, влияет также, то, что из матча стараются делать шоу, и на футбол приходят не только любители футбола, но и те, которые хотят посмотреть на своих детей, внуков, которые выступают на церемониях перед матчем, а после нескольких таких походов на футбол, они начинают и по «серьезному» болеть и за футбол.
Но честно говоря, пример НК «Верес» не является уникальным. Да, для Украины, это новаторский подход. Но в странах Европы, это более-менее обычное дело. Замечу, что Ровенский клуб взял за модель пример Барселоны, где 100% клубом владеют члены, но есть и другие модели «народных клубов». Одна из моделей – акционерное общество, где болельщицкий траст (фонд) владеет определенной долей в этом АО (пример Суонси и Данди Юнайтед).
Но хватит позитива, на некоторое время. Давайте рассмотрим критику этой идеи и что мы можем этому противопоставить.
1. Псевдо-народность. То, что это громкая идея, а по сути власть принадлежит нескольким людям и ни о какой демократии здесь и речи нет.
Прежде всего о демократии. Нужно разобраться в терминах и значениях. Ведь само по себе понимание «демократии» не однозначно и разными людьми воспринимается по-разному. В древней Греции (откуда и пошел этот термин) была демократия, но при этом право голоса имели только свободные люди, при этом женщины и рабы (которые составляли большинство населения) были ограничены в своих правах. Демократия может и должна развиваться, но во многом это зависит и от состояния в обществе. Поэтому сингапурский лидер-диктатор Ли Куан Ю, был против установления демократии, пока в обществе не будет определенный процент среднего класса, иначе власть захватят популисты.
В нашем обществе, многие люди, не привыкли к ответственности, но хотят влиять на принятие определенных решений. И зачастую люди путают демократию с колхозом. Колхоз – это когда все общее, и в тоже время ничейное. То есть покричать, понапринимать решений, но при этом, не нести ответственности за принятые решения.
Что имеется под вся власть советам власть принадлежит членам клуба? Это имеется ввиду, что члены клуба обязаны прийти на общее собрание членов клуба, и голосовать за те или иные кандидатуры, анализируя, кто лучше для развития клуба, подавать свои кандидатуры в руководство клубом и т.д. Для этого надо искать единомышленников, делать что-то, а также защищать свой выбор. В принципе всё те же проблемы, что и в целом в украинском обществе, когда касаемся выборов и почему все так плохо.
Наблюдая за критикой в адрес менеджмента Вереса, со стороны некоторых болельщиков, хочется спросить, а почему из 3728 членов клуба на последних сборах членов клуба присутствовало только 240 человек? Ведь это то время, когда мы можем по-настоящему управлять клубом. Все остальное время клубом управляет менеджмент, который получает мандат доверия от членов клуба. Но смотря на некоторых критиков, так и вспоминается великолепный монолог профессора Преображенского («Собачье сердце») о том, что каждый должен заниматься своим делом правильно, ответственно и т.д. иначе будет разруха.
Если брать тот же «Верес», который так критикуют и свои и чужие, то часто слышится обвинение в недемократичности, в том, что президент клуба принимает решение единолично, либо со своим менеджментом, и не принимает во внимание мнение болельщиков. Но президент клуба и не должен постоянно советоваться с болельщиками. Потому что если будет искать только того, что хотят болельщики, то станет просто популистом, который будет искать не лучшего для клуба, а того, чтоб всем нравится, что невозможно в принципе. Поэтому нормально, когда экзамен каждого президента и руководства у «народного» клуба должен быть на генеральных сборах членов клуба, которые могут либо продолжить полномочия руководства, либо поменять его.
За все время существования возрожденного Вереса, я могу назвать только одну, большую стратегическую ошибку, сделанную президентом – это создание ТОВ ФК «Верес» с долями 31 на 69 в пользу генерального спонсора/партнера. По моему мнению, распределение долей должно быть 50 на 50 или с большим перевесом в сторону «народного» клуба. Но опять же, оценку этому решению должны дать члены клуба.
Кстати, если взять пример той же «Барселоны», с ее уже вековой историей и 15тью (пятнадцать, Карл!!!!) изданиями уставов, каждый из которых был призван устранять ошибки и недоработки предыдущих – все равно каждые выборы проходят под лозунгами принести больше демократии и ограничить авторитаризм президента. Да, еще одна фишка Барселоны – право голоса дается только тем членам клуба, которые в клубе уже больше года.
2. Непосильные расходы.
Критики указывают на эту причину, что «народные» клубы не смогут окупить себя, поэтому так или иначе надо иметь «хазяина», и любая мысль о демократии и независимости разбивается о суровую жизненную реальность. Должен с этим не согласиться или согласиться частично.
На самом деле финансовая стабильность, процветание или наоборот, кризис, не зависит от формы собственности, а зависит от компетентности менеджмента клуба. От менеджмента зависит будет ли правильно построена работа с болельщиками клуба. А от этого зависит – будут ли зрители на трибунах или нет, что в свою очередь позволяет привлекать спонсоров, а не меценатов (о разнице может быть в отдельном посте).
Со спонсорами тоже отдельная песня. Мало их найти и подписать. Должна быть кропотливая ежедневная работа, которая будет приносить взаимную выгоду и клубу, и спонсору, которая позволит в конце окончания контракта продолжить выгодное сотрудничество. В конце концов именно от менеджмента зависит, сможет ли клуб зарабатывать еще на чем то, или просто ожидать манны с неба. Если взять тот же пример Барселоны, то когда Барселону покинул президент Нуньес, он оставил клуб в успешном финансовом состоянии. После всего нескольких лет правления следующего президента Гаспара, долги Барселоны перевалили за отметку 200 млн евро. А уже правление следующего президента Лапорты, помогло погасить все долги, да и вообще превратить клуб в один из самых финансово стабильных.
Таким образом, непосильные расходы могут быть только при низкой компетенции менеджмента клуба.
В тоже время не надо забывать, что благодаря своей организационной форме – таким клубам легче работать со спонсорами, бизнесом, властью, общественностью, медиа и т.д.
3. Напряжение (в отношениях) между амбициями болельщиков и принципами клубов
Этот пункт связан немного с предыдущим, и в этом аспекте, я согласен с Владимиром Миленко, что надо жить по средствам. Часто болельщики хотят от клуба только побед, или постоянного продвижения клуба от лиги к лиге. Это заставляет, в свою очередь менеджмент клуба выбирать между финансовой целесообразностью и амбициями, популизмом и ожиданием болельщиков. Перевес во втором ведет в свою очередь, либо к банкротству, либо к «рабству».
На примере Вереса, действительно, большим вопросом есть правильной ли является стратегия «Премьер-лига за 3 года». С одной стороны, я понимаю логику менеджмента клуба (частью которого я был), что легче найти спонсоров для клуба Премьер-Лиги, чем для клуба второй лиги. С другой стороны – это может привести к негативным последствиям. Поэтому задача клуба – найти баланс между «спортивными результатами» и эволюционным развитием клуба.
Очень важно понимать и то, где находится клуб, какая экономическая ситуация в регионе и т.д., глупо ожидать много финансово мощных спонсоров в депрессивном регионе, и так же глупо раздувать бюджет надеясь, что случай принесет подарок в лице мега спонсора. Намного труднее, кропотливо трудится, строя финансовую независимость, но опять, мы возвращаемся ко второму пункту – к компетентности и зрелости менеджмента. К тому же, задачей менеджмента является обучение болельщиков ценностям, принципам, философии, которых придерживается клуб.
На одном семинаре довелось услышать директора академии «Аякса», где он рассказывал о том, чего ожидают болельщики Аякса от клуба. По его словам, болельщики готовы простить поражение при классной игре, чем победу при скучнейшем матче. Не секрет, что у наших болельщиков перекос в сторону побед, при том любой ценой. Но это – ответственность клуба, целенаправленно работать с болельщиками, и это в свое время сможет гарантировать клубу финансовую стабильность и независимость.