(публікується мовою оригіналу)
— Разговоры о возможности трансляций матчей с тренировочных сборов велись давно. Когда и при каких условиях этот долгожданный проект в итоге стал реальностью? И предусматривали ли вы такой зрительский интерес к трансляциям после их запуска?
— У нас была уверенность, что интерес к ним будет. Однако задача достичь каких-то заоблачных показателей перед нами не стояла. Прямые трансляции были изначально — и остаются до сих пор — скорее имиджевым проектом, как, собственно, и сам подразделение клуба «Динамо Киев ТV». Когда мы его создавали в 2004 году, прямые трансляции были у нас запланированы на дальнюю перспективу. За истекшее время информационные интернет-технологии сделали безумный шаг вперед. Сегодня то, что было под силу — финансово и технически — только профессиональным телеканалам, стало возможным и для нас.
— Что было отправной точкой, когда поняли, что трансляции будут проводиться? Как принималось решение о запуске проекта?
— К принятию этого решения нас, во-первых, подталкивал зритель. Ему было уже мало 5-10-минутных видеоотчетов. Ссылаясь на свой опыт, болельщики советовали нам взять хотя бы маленькую камеру Handycam, подключить ее к «компу» и, пожалуйста, показывай себе... Но мало кто из них знал, какие усилия надо приложить и какие ресурсы необходимо задействовать, чтобы не только картинка, но сама трансляция была максимально приближена к профессиональному уровню. Ведь речь шла о телевизионном продукте под брендом «Динамо Киев»! И вот, когда социальная потребность болельщицкого сообщества, возможности новейших технологий и понимание того, что надо идти в ногу со временем, совпали, трансляции вживую любых клубных событий производства «Динамо Киев TV» стали наконец возможны.
— И все-таки организация трансляций в любом случае является затратной делом. Это был большой шаг навстречу болельщикам, учитывая кризис, охвативший страну в целом и наш футбол в частности?
— Да, подобный проект требовал финансового обеспечения. И руководство клуба с пониманием отнеслось к этому. Как и 12 лет назад, когда «Динамо Киев TV» только создавалось, были выделены необходимые средства на приобретение целой линейки необходимой техники. Как результат — изображение подаем в качестве HD можем даже и в 4К. И в этом мы уже опережаем украинские каналы, большинство из которых все еще предлагает устаревшую SD. Уверен, что если бы сегодня мы имели права на трансляцию официальных матчей «Динамо» Киев в интернете, многие зрители предпочли бы нас, а не «взрослые» телевизионные бродкастеры. Именно из-за качества изображения!
— Какова вероятность того, что юридически это станет реальностью?
— Это зависит, прежде всего, от тех, кто платит деньги за эти права. Речь идет о телеканалах-бродкастерах, которые покупают их за свои деньги и требуют эксклюзивности. Их можно понять, ведь это обеспечивает им доходы. А интернет-вещание кого-то другого по ним болезненно бы ударило...
— Уникальным контентом трансляций на канале «Динамо Киев TV» являются матчи молодежной и юношеской команд, которые тоже пользуются большим спросом...
— Да, здесь клуб является монополистом и обладателем прав на показ где-угодно. Однако реальность такова, что матчи U-21, U-19 и U-17 интересуют очень ограниченную аудиторию зрителей. Среднестатистический поединок молодежной или юношеской команды в Чапаевке смотрят с трибун преимущественно друзья, родственники игроков и те, кто имеет к этим матчам профессиональный интерес — тренеры, футбольные функционеры... Теперь любому удобнее включить прямую трансляцию на экране своего компьютера, чем ехать на учебно-тренировочную базу.
— Это еще хорошо, если эти любители футбола живут в Киеве и, соответственно, имеют такую возможность приехать на игру... Но, к счастью, трансляции в интернете позволяют смотреть матчи тем болельщикам «Динамо», которые находятся далеко от Киева или даже не в Украине.
— Безусловно! Клубу приятно знать, что у него есть болельщики в разных уголках земного шара. Но будет вполне естественно, если у клуба возникнет и бизнес-интерес: если наши трансляции смотрят за границей, значит, на них есть спрос. Значит, на этом можно зарабатывать деньги. Когда-то так и будет. Надо только дождаться совпадения необходимых составляющих этого и пытаться их приблизить, как это произошло уже с интернет трансляциями.
— Насколько большую роль в облегчении организации трансляций сыграли возможности видеохостинга YouTube?
— На самом деле, на просторах интернета существует много подобных платформ, которые примерно на таких же условиях позволяют проводить прямые трансляции. YouTube — одна из них. Интерес «Динамо» к сотрудничеству с ним заключается в том, что клуб бесплатно пользуется предоставленной YouTube технической возможностью распространять по миру контент собственного производства. Здесь можно сказать, что не потраченные клубом деньги — это заработанные деньги. Ведь затраты на создание и поддержание в надлежащем состоянии всей машинерии по доставке собственного телепродукта к зрителю были бы крайне велики. Сегодня это гарантирует нам сотрудничество с YouTube.
— Отдельная тема — трансляция матчей с тренировочных сборов. Насколько легко было договориться об этих трансляциях с наставниками, которые не всегда хотят, чтобы подготовительный процесс увидела общественность?
— Абсолютно согласен с тем, что межсезонье тренировочные сборы — это своеобразная творческая лаборатория, где тренер создает и испытывает различные ноу-хау, которые до поры до времени ему было бы нежелательно раскрывать. На тренировочных сборах наставник с игроками имеет право на ошибки, а следовательно, и на поражение. И вот, когда эксперименты становятся доступными для публики и на все лады обсуждаются ею, то это, естественно, может тренеру не нравиться. С другой стороны, жизнь футбольной команды, выступающей в Лиге чемпионов, должна освещаться по-современному, прозрачно и многогранно. Поэтому крайне необходим разумный компромисс между коммуникативными требованиями и отношением к ним тренерского штаба «Динамо». Ведь сегодняшний тренд в мировом футболе — это видение клуба, прежде всего, как успешного бизнес-проекта. Клубное телевидение — мощное средство общения с внешним миром.
— Есть ли клубному телевидению сейчас куда развиваться в плане открытости и показа внутренней «кухни» команды?
— Сегодня мы показываем все, что только можем. Сейчас главное, что интересует и беспокоит болельщиков киевского «Динамо» — это выступления команды и ее результаты в различных турнирах. их не заменят никакие сюжеты о потаенных уголках клубного закулисья. Тем более, что они объективно могут отвлекать и игроков, и тренеров от их прямых обязанностей. Коммуникативные тактики и стратегии, используемые в ведущих клубах Европы с их бизнес-подходами, не так легко и просто адаптируются на украинской территории.
Но в определенных аспектах мы более прогрессивны, чем многие западноевропейские клубы. Далеко не все они показывают то, что показываем мы. К примеру, там нельзя посмотреть архивные матчи иначе, кроме как за деньги. Мы такую возможность предоставляем бесплатно. Также далеко не все клубные ТВ показывают матчи своих дублирующих, молодежных и юношеских команд. Вообще-то, развитие клубного телевидения заключается в создании необходимого контента: прямых трансляций, программ, новостей и т. Над этим мы и работаем.
— Смогут ли, по вашему мнению, клубное телевидение и интернет-телевидение в ближайшее время конкурировать за аудиторию с большими бродкастерами?
— В будущем — и это не только по моему мнению — интернет-телевидение займет место, которое оно заслуживает. Это гарантируется непрерывным техническим прогрессом в этой области. Он непременно повлечет за собой решение необходимых юридических аспектов. Возьмите соглашение о трансляции матчей чемпионата Украины по футболу телеканалом «Первый национальный» в 90-х годах и сравните его с текстом современных договоров с национальными бродкастерами! В первом вы не найдете даже тех слов, терминов, определений, которые есть во втором. Как тут не согласиться с мудростью о том, что «все течет, все меняется»?..