(Публікується мовою оригіналу)
Один из главных итогов уходящего евросезона: у Италии появился суперклуб. Дело не только в результатах Ювентуса – в конце концов, два года назад Бьянконери уже выходили в финал Лиги чемпионов. Подкупает уникальный стиль Юве, затмевающий привычный негатив, сопутствующий ему в Серии А («баварские» приобретения лидеров команд-соперниц, любезное отношение арбитров, тянущийся с 2006 года душок расследований). Новый Ювентус – открытие с налетом давнего знакомства, будто вы увидели свою одноклассницу в 25 лет, и она вам чертовски понравилась. В чём же секрет?
Олдскул
Стартовый капитал Ювентуса. Люди, определяющие идентичность клуба. Чего только стоит Буффон – игрок, ради которого многие нейтральные болельщики «притопят» за туринцев в финале ЛЧ. Джанлуиджи 39 лет, он имеет потрясающую харизму, всегда гарантирует первоклассное шоу и еще ни разу не выигрывал главный клубный трофей мира. Буффон – эксклюзивное сокровище Юве. Ближайший аналог – Петер Шмайхель в МЮ-1999, также обеспечивавший манкунианцам уйму симпатий. Датчанин, впрочем, не претендовал на Золотой мяч…
Не Буффоном единым. Трио ВВС – Барцальи, Бонуччи, Кьеллини. Каждому из них уже 30+ лет, они здорово сыграны и являются едва ли не эталоном защитной линии. Помимо чисто игровых достоинств, ВВС ценны тем, что делают Ювентус подлинно итальянским. Если в прочих линиях доминируют легионеры (пускай часть из них переходила из команд Серии А), то защита Бьянконери аутентична, как вермут – напиток, родиной которого является Пьемонт.
Гламур
Является ли при этом Ювентус «народной командой» а-ля Барселона? Конечно же, нет. Юве – скорее, аналог Реала, будущего соперника по финалу. Гламурное привилегированное сообщество, «команда звезд». Еще более точный аналог – Бавария, прозванная ФК «Голливуд» (иронично, что случилось это в период, когда мюнхенцами руководил экс-ювентиец Трапаттони). Баварию и Ювентус объединяет изначальная роль второй команды в городе, в свое время Мюнхен-1860 и, особенно, Торино, были куда значимее. Как следствие, Юве всегда ориентировался на экспорт. Самая популярная команда Италии, но лишь вторая в Турине – парадокс.
Главная звезда Ювентуса, Пауло Дибала, ожидаемый преемник Криштиану Роналду на пьедестале футбольной моды. Стройный, техничный, с фотогеничным лицом – чем не любимец миллионов девочек во всём мире? Особенно классным вышло его празднование гола, «маска Дибалы». Стильно, загадочно, любой человек может повторить – да уже повторяют, в том числе в чемпионате Украины (Нестеров из Карпат в матче со Сталью). Вряд ли аргентинец самостоятельно придумал настолько удачный жест. Вероятно, это идея маркетологов Ювентуса.
Маркетинг
Здесь Синьора опережает прочие итальянские клубы на годы, если не десятилетия. Немного цифр: выручка Ювентуса за предыдущий сезон составила 387,9 миллионов евро, из них около 60 млн обеспечили доходы в match day. Юве в текущем сезоне реализовал почти 30 тысяч абонементов, а на топовые матчи билеты вовсе не доходят до касс, потому как владельцы сезонных пропусков имеют возможность заранее приобрести их для своих родственников или друзей. Для сравнения: у Интера 23 500 проданных абонементов, Милана – 14 900, Ромы – 18 600, Наполи – менее 10 тысяч.
Успех Ювентусу обеспечили системность и смелость. Прорывом стал новый стадион, благодаря которому клуб получил существенное увеличение доходов, а команда – отличную поддержку (на старом Делле Альпи трибуны были слишком удалены от поля, а посещаемость заметно хромала). Любопытно, что организованные клубом масштабные перфомансы исполнены в основном на английском языке, а не на родном, звучном и мелодичном итальянском. Вспоминаем о ставке на экспорт – за пределами Италии, а то и Европы английский воспринимается куда легче.
Пример смелости – новая минималистичная эмблема, которая станет актуальной в предстоящем сезоне. Когда Ювентус ее презентовал, интернет разорвало от возмущения и хохота. Идея оставить фактически одну букву J действительно принадлежит миру не футбола, а коммерции, где вместо эмблем – логотипы. Зато когда Хуан Куадрадо «случайно» запостил в инстаграм фотографию формы Ювентуса на предстоящий сезон, уже с новым лого, то оказалось, что он более чем удачно смотрится на черно-белой полосатой футболке. Утрата традиций? Болельщики со стажем в курсе, что давняя традиция Юве – время от времени перекраивать эмблему.
Селекция
На трансферной политике Ювентуса долгое время сказывался крах 2006 года. Еще в 2010-м пиком активности Бьянконери на рынке было приобретение Милоша Красича у ЦСКА за 15 миллионов евро. Рост доходов открыл новые возможности. По аналогии с политикой Зиданов и Павонов в мадридском Реале начала 00-х селекцию туринцев можно охарактеризовать фамилиями Игуаина, Дани Алвеса и Ругани.
До поры до времени Юве мог приобретать игроков лишь второй и третьей категорий, то есть молодых-перспективных, а также возрастных невостребованных звезд. Реанимация ветеранов стала «фишкой» команды Конте, а затем и Аллегри. Восхищения заслуживает хотя бы вторая молодость Андреа Пирло! Кроме великого Маэстро, в Ювентусе нашли себя Эвра, Хедира, а теперь и Дани Алвес, выдавший космический футбол в обоих полуфиналах с Монако. Бразильский краек перешел свободным агентом – потрясающая эффективность селекции, а также дополнительный вист в глазах публики.
Суперклубы, впрочем, обязаны усиливаться первоклассными игроками. Свои «галактикос» появились у Ювентуса этим летом. Теперь футболка Бьянконери, особенно с девятым номером – нежелательный элемент на улицах Неаполя, зато у Юве имеется топ-бомбардир в лице Игуаина. Аналогично – мастер стандартов Пьянич. Отличие Ювентуса от грандов из АПЛ в том, что туринцы помнят голодные времена и не сорят деньгами попусту: к мега-покупкам обязательно прилагаются мега-продажи а-ля Погба.
Голы Игуаина в гостевой игре с Монако, первый заслуживает особого внимания
Зрелищность
Любили бы Ювентус так же сильно, если бы при всех вышеуказанных плюсах он играл, как стереотипная итальянская зубодробилка, с 0:0 и катеначчо? Ответ очевиден – здесь антипримером служит Атлетико, который уважают за мужество, но в глобальных масштабах не особенно любят и симпатизируют чаще по принципу «против Реала/Барсы». Юве, может, и не самая зрелищная команда даже в пределах Италии, но отлично умеет делать красоту, причем весьма небанальную. Тики-такой уже никого не удивишь, зато сольный проход Бонуччи в матче с Дженоа или чудесная комбинация с двумя пасами пяткой в Монако – наслаждение гурмана.
Перечисленные качества – далеко не исчерпывающий список причин неравнодушного отношения к Ювентусу. Симпатична персона Массимилиано Аллегри, которого уже никто не назовет «физруком»: он не только сохранил наследие Конте, но создал из Бьянконери команду-трансформер, рай для любителей изучать расстановки. Кого-то зацепили контрастные бело-черные цвета, кого-то – лирично-энергичный гимн про «историю большой любви», о былых подвигах Ювентуса и вовсе грех напоминать, тем более что этот клуб берет не историей, а современностью и взглядом в будущее. Вся Италия последние несколько лет тайно надеется на провал Юве в чемпионате, но в финале ЛЧ клубные антипатии отойдут на второй план. Как с Пьемонта началось объединение Италии, так с Ювентусом возвращается могущество Кальчо.