Первым автобусом, с 1952 года, был ПАЗ-651, он же ГАЗ-651. Данный автобус производился на базе грузовика ГАЗ-5 с 1949 по 1973 год и в базовой комплектации имел всего 19 сидячих мест.
Сверху на фото запечатлен не именно динамовский образец, так как ниже можно увидеть другой цвет полос. Но на фоне автобуса именно этой модели запечатлены молодые Валерий Лобановский, Олег Базилевич, Виктор Каневский и другие игроки Динамо 50-х.
К сожалению, понять, в каких цветах был раскрашен этот автобус, нельзя, но синий цвет «юбки» был одним из самых ходовых, наряду с зеленым и красным, для этой модели.
В 1963 году Львовский Автозавод начал производить ЛАЗ 695Е, модификацию одного из самых долгоживущих на конвейере автобуса в мире. Ведь модель 695 и производные от нее во Львове серийно выпускали с 1955 до 2002 года, а медкая узловая сборка производилась до 2008 года. Известно, что данный автобус Динамо был окрашен в бело-голубые цвета и носил надпись с названием команды.
На фоне автобуса запечатлены молодые Виталий Хмельницкий, Леонид Островский и Андрей Биба. А вот так выглядел этот автобус в фирменном окрасе на цветном снимке, хотя тот ли это экземпляр или же аналогичный - опять неизвестно.
Как бы там ни было, но использование автобса ЛАЗ-695 свидетельствует о том, что команда была близка к народу. Ведь уровень комфорта в этом транспорте даже по меркам 60-х нельзя назвать высоким: сидения пусть и не деревянные, но жесткие, с низкой и неудобной спинкой. Сейчас бы наверняка многие динамовцы, привыкшие к мягким креслам автобуса-лайнера или самолета, решились куда-то ехать на таком транспорте только в крайнем случае.
В 1970 году был поставлен на производство автобус ЛАЗ 697М «Турист». Он является модификацией модели 695, оснащенной более комфортабельным салоном с мягкими креслами, и рассчитанной на дальние нерегулярные перевозки. Динамо в 1974 году получило автобус именно этой модели.
Весьма странно, что автобус хоть был брендирован и нес на борту надпись «Динамо Київ», но его «юбка» имела красный окрас. Каким образом случилось так, что автобус «бело-голубых» был окрашен в цвета заклятого «мясного» соперника из Москвы - неизвестно: то ли в то время на ЛАЗе красный цвет был основным (хотя еще с 50-х параллельно использовались различные оттенки синего, красного, зеленого и желтого), то ли среди снабженцев попался тролль, болеющий за москвичей. А может, партия просто захотела, чтобы на Кубок обладателей кубков и Суперкубок УЕФА 1975 года, в страны загнивающего капиталистического запада, киевляне ехали под цветами советского флага.
На фоне клубного транспорта запечатлен лучший футболист СССР 1975 года, Олег Блохин, в том же году завоевавший Золотой мяч.
На этом история «дружбы» Динамо и Львовского Автозавода закончилась. В 80-х команда пересела на более комфортабельный автобус модели, ненавидимой фанатами группы Кино и Виктора Цоя. Икарус 250 опять имел красный цвет, но тут все просто: он в принципе окрашивался на заводе только в оттенки красного.
Но, тем не менее, с 1985 до 1992 года у Динамо был уникальный Икарус 250.59, окрашенный в клубные цвета, с большой надписью на борту.
До наших дней этот экземпляр автобуса, похоже, не сохранился. Зато на одной из выставок ретро-транспорта не так давно фигурировал именно такой Икарус, воссозданный в динамовской стиле.
В 1988 году состоялся рекордный трансфер в истории советского футбола: туринский Ювентус купил украинского полузащитника Александра Заварова. Говорят, за динамовца итальянцы отдали около 5 миллионов долларов. Для сравнения, несколькими годами ранее такую сумму Наполи купили Марадону. В Италии дела бывшего динамовца пошли не очень гладко, а тем временем Джованни Аньели (младший), владелец компании FIAT и клуба Ювентус, решил выплатить часть трансферных денег «натурпродуктом». Им стал автобус Iveco Orlandi Poker 370S30, сделанный на предприятии итальянского магната.
На этом автобусе, оснащенном по последнему слову техники того времени, киевская команда начинала чемпионат независимой Украины. Точно неизвестно, до каких пор принадлежал клубу этот транспорт, так как нигде его детальной истории я не нашел.
А вот в начале нынешнего десятилетия данный автобус «всплыл» у меня на родине, в Полтаве. Владелец просил за эту клубную реликвию 20 тысяч «вечнозеленых» (еще тех, что по 8 грн), и скорее всего, 4 года назад таки продал его, так как со всех сайтов объявления были удалены в июне 2013.
Следующий динамовский транспорт - Mercedes-Benz модели O 404. Он поступил в распоряжение основной команды в 1996 году. Как и подобает лидеру украинского футбола тех лет, автобус выбрали соотвествующий. Именно эта модель была признана лучшим туристическим автобусом 1992 года. Второе поколение этой модели и использовалось киевлянами для переездов. В этом автобусе ездили молодые Сергей Ребров, Андрей Шевченко, Александр Шовковский и другиеле гендарные «динамовские сердца», в те времена наделавшие шуму в еврокубках.
Кстати, на официальном сайте Динамо в превью к статье об этом автобусе изображена морда другого Мерса, вроде O 580.
Начиная с 2000 года, в роли транспорта основной команды использовался автобус Volvo B12-600. На этом автобусе первая команда ездила три года, потом его передали дублерам. Сейчас он , согласно сайту fotobus, приписывается официальному фан-клубу. Хотя, зная хитрый менеджмент ФК, можно предположит, что таким образом просто снимают с баланска команды «лишнюю» технику.
Фото автобуса Динамо 2003, Mercedes O 580? в базе fotobus значится, как транспорт официального фан-клуба. Вот он запечатлен в Полтаве возле стадиона, во время матча 3 декабря 2016 года.
Я не знаю, кто на нем ездит сейчас, но судя по фото с матча 2017 года (12 марта, Кропивницкий), в транспорт садится главный тренер первой команды, Сергей Ребров.
Судя по тому, что новых моделей клубных автобусов Динамо я не нашел, похоже, что команда колесит на этом Мерседесе до сих пор. Подтверждает мои догадки и твиттер Романа Бебеха: после несостоявшегося в декабре кубкового матча футболисты уехали из Охтырки на этом автобусе.
Александр Навагин