(Публікується мовою ор
игіналу)
Он - автор первого гола советских клубов в еврокубках, один из творцов дебютного чемпионства «Динамо», лучший футболист СССР 1966 года, многолетний капитан. Завершив активную футбольную карьеру, Андрей Андреевич продолжил верой и правдой служить родному клубу. Во многом благодаря ему «бело-синие» совершили самый громкий «трансфер» Союза, убедив Виктора Колотова сменить Казань на Киев. Своим «крестным отцом» Бибу также называют Анатолий Демьяненко и Владимир Мунтян.
Наша встреча состоялась за несколько дней до юбилея, в рабочем кабинете Бибы на стадионе «Динамо». Разговор, правда, прерывался, но повод был более чем уважительный. Из Москвы звонил Никита Симонян, из Закарпатья на связь выходил Василий Турянчик, заглянул в гости Леонид Буряк… Юбилей – дело не только праздничное, но и хлопотное. Наблюдая за тем, с какой энергией и легкостью Андрей Андреевич отвечал на наши вопросы, вспоминая славные дела давно минувших дней, попутно решал горячие рабочие вопросы, ловили себя на мысли, что наш собеседник гораздо моложе своего биологического возраста.
«ЭТИ КОМАНДЫ У НАС БЫ ДО ШТРАФНОЙ НЕ ДОХОДИЛИ, РАЗВЕ ЧТО ПО БЕГОВОЙ ДОРОЖКЕ»
- Андрей Андреевич, за вашей спиной фотографии с бразильцами Пеле и Диди. С тех пор прошло более пятидесяти лет, но вы выглядите почти так же.
- Скажете такое!
- Фигура, прическа, даже пробор тот же! Вот цвет волос изменился - это да. Поделитесь секретом долголетия.
- Я получил прекрасную физическую подготовку, более десяти лет тренировок. А чего стоили одни только сборы в Гаграх. Занимались и в дождь, и в снег, и на асфальте, и на земле. С тренировки часто возвращались в гостиницу пешком, а это километров 10.
- Тот памятный матч против Бразилии состоялся в Москве?
- Да. У бразильцев был великолепный коллектив: Пеле, Гарринча, Флавио, Сантос... Ажиотаж сумасшедший. Только чтобы посмотреть тренировку «кудесников» пришло 30 тысяч! А игру мы проиграли 0:3, но состав у нас был не самый сильный. Не было Эдика (Стрельцова – Прим.Авт.), который уже сидел (вздыхает, - Прим.Авт.).
Пеле ловили всей командой, и Георгий Сичинава, и Валерий Воронин. Ну, это ж такой игрок, что Месси, Роналду рядом с ним не стояли! Обязательно посмотрите фильм «Это Пеле», как он играл, как забивал.
- А фото с Диди где сделано?
- В Перу во время турне Олимпийской сборной СССР.
- Пеле, Диди, Вава… А у фамилии Биба случайно не бразильские корни? Могли бы за своего там сойти?
- Ну что вы, я только стоял рядом с бразильцами.
- В вашей карьере травмы случались?
- Не часто. Я головой думал и не лез туда, куда не надо. Бывало, проводил четыре тайма за два дня. Сначала за дубль, а потом за первую команду. И тогда никто не уставал, не жаловался. А разве можно от футбола устать? Часто вспоминаю, как Турянчик, дай Бог ему здоровья, с температурой 38,5 умолял доктора не сообщать тренеру, чтобы не оказаться в запасе. Вася и сейчас в порядке. Когда перенес операцию на сердце, шунтирование, вскоре отправился на игру с командой ветеранов. Вышел на поле - и все, усадить назад на лавочку невозможно!
А сейчас смотрю матчи чемпионата и ловлю себя на мысли, да эти команды у нас бы до штрафной не доходили, разве что по беговой дорожке. То «Динамо» в любое время дня и ночи подними, готовы были играть с кем угодно. Для нас не существовало авторитетов, неудобных команд.
- Не приукрашиваете?
- За сезон мы пропускали 13 мячей. И это в Советском Союзе, где конкуренция была высокой. Пять московских команд, Тбилиси, Минск, Ташкент… В каждой команде были свои звезды, яркие игроки.
На выходных смотрел Суперкубок Германии, матч «Боруссия» - «Бавария». Там футболисты носились два тайма, как челноки. Такой футбол мне тоже по душе.
ПОСЛЕДНЯЯ УСТАНОВКА ДЕДА
- Вы и сейчас смотрите футбол, не надоел за столько лет?
- Повторюсь, от футбола нельзя устать. Это любимая игра нашего народа. Простая и гениальная. Виктор Маслов говорил: надо уметь остановить мяч, провести, отдать партнеру и поменять позицию. Для того, чтобы опять получить мяч, провести и отдать партнеру. Все.
- Виктору Маслову прозвище «Дед» дали в «Динамо»?
- Нет, еще в «Торпедо», с которым он выиграл «золото», но потом его «ушли». Дед не терпел, когда вмешиваются в работу. Трудился в ростовском «СКА», затем принял «Динамо».
Фигура, лицо, брови, нос – вылитый Дед Мазай. Маслов производил впечатление строгого мужчины. А на самом деле добрейшей души был человек, я больше таких не встречал. Он и нас только ласково называл — Андрюшка, Женечка, Васечка, Валерчик…
- Его в команде приняли сразу?
- Да. По человеческим качествам он подходил нам на все сто. За него мы были готовы и в огонь и в воду.
- Маслов считается одним из новаторов применения тактической схемы 4-4-2. Сильный был теоретик?
- В первую очередь - Человек. Сколько помню, у нас была одна и та же тренировка. Длилась полтора часа, иногда - два. Но что это была за тренировка! Без пауз, туда-сюда гоняли. Играли пять на пять, один в один. Зарубы такие – искры летели. Когда уходили с поля, пена во рту стояла. Как у лошадей. Каждая тренировка заканчивалась дракой. Маслов в таких случаях отворачивался, делал вид, что не ничего не замечает. Понимал, сами разберемся.
- А как в то время проходили разборы матчей?
- Это сейчас все поединки в записи можно посмотреть, разобрать до мелочей. А раньше - макет, фишки и по памяти восстанавливали моменты. Однажды разбирали игру, в которой гол пропустили из-за ошибки Медвидя. Он не на своей позиции оказался. Дед двигал-двигал фишки, а потом говорит:
- Федя, почему ты туда побежал, почему своего игрока не держал?
- Я там не був, - отвечает Медвидь.
Он второй раз повторяет, третий. А Медвидь стоит на своем: «Ні, я там не був». Уже и мы, футболисты, подключились. «Федя, ну ты же туда побежал». «Ні!», - уперся и все.
Тут Дед не выдержал, схватил макет, сгреб фишки и выбросил это добро. После этого ни одного разбора, ни одной установки больше не было.
- ???
- А той команде установка и не нужна была. Мы знали маневры друг друга, знали, как Каневский открывается, под какую ногу Войнову нужно отдать мяч. У него сильный пушечный удар с правой, а вот левую почти не нагружал. Если Базилевич бежит ко мне, знал, что спешить с пасом не стоит, что в следующий момент он изменит направление и нужно отдавать на ход. А Лобановскому так уже не дашь, потому что у него скорости нет, значит, только в ноги. Да и то нужно смотреть, где располагается защитник. Чтобы удобно было.
- Как можно охарактеризовать вашу позицию на поле?
- И там меня нет, и тут меня нет. Где я? (улыбается, - Прим.Авт.). Правильно, выступал связывающим звеном между полузащитой и атакой. (Тут в дверь вошел Владимир Федорович Мунтян и Андрей Андреевич после секундной паузы продолжил, - Прим.Авт.). Известный французский тренер Ги Ру, проработавший в «Осере» более 30-ти лет, говорил: «Чтобы создать хорошую команду, мне надо девять ремесленников и два артиста».
- И кто в вашем «Динамо» были артистами?
- Биба и Мунтян (общий смех – Прим.Авт.).
- Вернемся к Маслову. Футболисты вашего поколения ведь были далеко не безгрешны и иногда нарушали режим. Как Виктор Александрович реагировал?
- От Деда сложно было что-то утаить:
- Лёшенька (Островский – Прим.Авт.) сегодня пришел в галстуке. В галстуке! Вечером что-то намечается?! Я вас предупреждаю, не дай бог!
Знали, что в такие моменты главное выдержать первых минут 20-ть, пока он выпустит «пар».
А еще у Деда была привычка перед тренировкой заходить в комнату нашего администратора, Рафаила Фельдштейна. Окно кабинета выходило во двор и он с беспокойством поглядывал туда, переживал, что мы за ночь где-то набедокурили и могут быть неприятности.
- Рафаил, никто не приходил сегодня из милиции? Нет? Тогда давай быстренько-быстренько всех в автобус, поехали на тренировку!
- Действительно, душевный человек.
- Вообще нам везло на тренеров. Тот же Вячеслав Дмитриевич Соловьев, который работал до Маслова, интеллигент каких поискать! А ведь сам тогда только закончил играть и пришел в «Динамо». Был хорошим футболистом, с техникой дружил. Играл в ЦДКА, где все выделялись физической подготовкой: сильные, ловкие. Соловьев и сам прошел хорошую школу, и нас учил культуре, дисциплине. Как одеваться, как следить за собой. Часто повторял: «На вас смотрят люди».
- В 1966-м году «Динамо» оформило «золотой дубль», а вас признали лучшим игроком СССР. Помните, как это происходило?
- В том году разыгрывался чемпионат мира, многие футболисты были призваны под знамена сборной СССР. Приз лучшего игрока мне вручал Мартын Мержанов (первый главный редактор популярного в стране футбольного издания «Футбол», - При.Авт.). Выиграл с отрывом. Набрал 94 очка, а у Льва Яшина и Альберта Шестернева - по 75. Разделили второе и третье места.
Тогда не осознавал, а сейчас, прокручиваю в голове… В те годы в каждой команде были свои звезды, несколько сборных можно было собрать! Даже не берем москвичей. У «СКА» (Ростов): Виктор Понедельник, Олег Копаев, Юрий Шикунов, Валентин Афонин... А «Пахтакор»?! Впереди «два шкафа», Станислав Стадник и Геннадий Красницкий. Как сейчас помню фото Красницкого на обложке журнала «Спортивные игры», был такой. Гена бьет штрафной, а мяч на фото вытягивается как регбийный. И шлейф за ним идет, словно после запуска ракеты. Когда Красницкий подходил бить штрафной, в «стенку» боялись ставать!
А мы ведь досрочно выиграли тот чемпионат. Удивительно.
- Репортер, описывавший одну из побед «Динамо» в том «золотом» сезоне, над одноклубниками из Минска (4:0), писал следующее. «На 50-й минуте Биба показал себя мастером углового удара. Киевлянин подает его в иной манере нежели, скажем, Лобановский. Не подрезая, но очень точно и с хорошо рассчитанной силой. Именно такую передачу принял головой Паркуян».
- У нас «стандарты» до автоматизма были отработаны. Если слева - Лобановский резал «сухой лист». Справа я подавал. Бил на средней высоте. У нас Хмель (Виталий Хмельницкий, - Прим.Авт.) невысокий, он ногами слабо играл, с линии штрафной до ворот не добивал (улыбается, - Прим.Авт.). Зато в игре головой – ас! Ап, подрезал, и все - вынимай. Тогда мы процентов 70 мячей забивали со стандартных положений.
- Шлифовали на тренировках?
- Оставались после и отрабатывали. Забор специальный сделали, ставили его то с одной стороны, то с другой. Навешивали, били… А вратари нас подначивали, заводили: «Не забьешь, не забьешь!». И мы лупили. Поэтому мяч у всех летел как из пушки. Сабо, Серебреников, Войнов... Соперник не знал от кого ждать сюрприза.
А если нужно было согнать вес, одевали два костюма с начесом. Я, к слову, любил в таком тренироваться. Еще носились наискосок по полю от одного флажка до другого. Рывков десять сделаешь, так продышишься, словно заново родился.
«ПЕРЕД ИГРОЙ С «ДИНАМО» НАПАДАЮЩИЙ АНГЛИЧАН ВСТАВИЛ БОКСЕРСКУЮ КАПУ»
- Вы не только играли против Льва Яшина, но и забивали ему голы. В чем гениальность этого голкипера?
- В Советском Союзе была очень сильная школа вратарей. В каждой команде по два равноценных голкипера. За спиной у Яшина был Владимир Беляев. В «Спартаке» играли Владимир Маслаченко и Валентин Ивакин. У нас Евгений Рудаков конкурировал с Виктором Банниковым. А Боря Розинский?! Мастер спорта по акробатике, здоровенный, мощный, атлет. На тренировках мячи на спор ногами из «девяток» доставал. Когда на выходах играл – все рты открывали.
В 1961-м году, после победы в чемпионате СССР, нас поощрили поездкой в Англию. Было запланировано три матча: с «Астон Виллой», «Арсеналом» и «Эвертоном». Первые две игры в воротах провел Олег Макаров, который «на линии» действовал бесподобно, а вот выходить на перехваты не любил. Мы не сразу поняли, зачем их центральный нападающий перед игрой вставляет в рот боксерскую капу. В Англии ведь судьи дают играть, даже если вратаря толкают, буквально втаптывают в газон.
«Астон Вилле» проиграли 1:2, затем уступили и «Эвертону» - 0:2. А на третью игру против «Арсенала» вышел уже Розинский и попал в свою стихию. Англичане грузят мячи верхом, а Боря выходит из ворот, выпрыгивает, все от него отлетают! Красавец. Болельщики вскакивали со своих мест, награждали такими горячими аплодисментами. Та игра завершилась вничью, нашего вратаря запомнили надолго.
- Кто еще из голкиперов произвел на вас впечатление?
- Ринат Дасаев. Когда перехватывал мяч, сразу же старался ввести его рукой, на ход крайнему защитнику. Разгонял контратаку. А сейчас у нас как? Поймал вратарь мяч, подержал. Потом махает рукой, мол, бежите вперед, я выбивать буду. Время идет, темп теряется.
- Кто-то из друзей, находящихся за границей, помнит о вашем юбилее?
- Вот буквально только что звонил Никита Симонян. Сказал: «Кроме того, что вы хороший футболист, так еще и прекрасный человек, с вами приятно общаться». 10-го телеграмму пришлет. Наверняка из Грузии поздравят. Меня ведь не зря называли сыном грузинского народа. Связь между Грузией и Украиной корнями уходит далеко в историю. Леся Украинка последние дни жизни провела в Грузии, умерла там, хотя похоронена на Байковом кладбище.
- Грузины – душевный народ.
- Но открываются не всем. Нам повезло, мы дружили. Когда нельзя было играть в Киеве, всегда выбирали Грузию. Знали, что там поддержат как дома. С «Селтиком» играли в еврокубках. И даже полуфинал Кубка СССР с минским «Динамо» проводили в Грузии. Выиграли тогда 1:0, при том, что Бышовца еще в первом тайме удалили. К слову, потом в финале обыграли «Торпедо» - 2:0.
После таких матчей к нам приезжали Миша Месхи, Слава Метревели, показывали город. И замечу, несмотря на теплые отношения, с тбилисцами ни разу не сыграли «договорняк».
- В 60-е годы полный стадион – это обычное дело?
- И не только в Киеве. С «Араратом» и «Пахтакором» у нас спаренный выезд был. Останавливались в Алма-Ате, там хорошо - летом прохладно, часто дождик идет. А в Ташкенте жарко, но уже за 2-3 часа до игры 60-тысячный стадион заполнялся. Солнце как раз в зените, случались солнечные удары. Но интерес не падал, в кассах билеты разметали.
- В чем секрет такого ажиотажа?
- Привлекал хороший футбол. Но и болельщики ведь какие были! Сейчас с футбола часто возвращаются без эмоций, говорят на посторонние темы, о той же работе. А раньше, подойди к любой компании, только и слышно: «А ты помнишь как Хмельницкий головой бил?!», «А как Серебро со штрафного засадил!», «А Войнов как дал!». «Помнишь, помнишь, помнишь?». Они жили этим, ждали следующей игры. На стадион с собой приносили. Забила команда гол, наливали даже соседу, которого видели впервые. И ничего не жгли, на поле не выбегали. А сейчас не каждый рискнет на стадион идти.
- А место симуляциям в футболе тех лет было?
- Редко. Разве мог Колотов симулировать? Он летел по полю, как его остановишь? Так полузащитники раньше не играли. Мунтян, Веремеев не делали такие рывки на 60 метров. А Колотов - как горячий нож сквозь масло. Поэтому его и били по ногам, по другому не справлялись. А Хмельницкий разве мог симулировать? Нет! Его тоже лупили, а он даже не оглядывался, поднимался и бежал дальше.
«ДЯДЯ С МАГАДАНА»
- Леонид Буряк, которого вы убедили перейти в «Динамо», назвал вас сильным психологом.
- Наверное. Мне казалось, что я могу уговорить любого.
- «Трансфер» Виктора Колотова, которого вы увели из-под носа московских команд, особенный в списке ваших дипломатических побед?
- За ним тогда очередь выстроилась. Я 12-ть раз приезжал в Казань за Колотовым! Принимали уже за своего. Семья Колотова жила в скромных условиях, в микрорайоне Юдино. Однажды приехали с Лешей Рубановым, сидим, разговариваем с родителями Виктора. Вдруг вижу, к дому подходит Володя Бреднев из московского «Торпедо». Мы ж друг против друга столько играли. Я, чтобы не рассекретили, спрятался в соседней комнате, а Рубанов остался, представили его «дядей с Магадана».
Затаился, слышу весь разговор. Бреднев убеждает, привез ключи от двухкомнатной квартиры в Москве, билеты на поезд. Я уже начинаю ерзать, пора Рубанову включаться. Наконец слышен голос отца Колотова: «Интересно, а что дядя посоветует племяннику?». И Рубанов в лоб: «Да я бы советовал, как сыну, в Киев ехать…». И начал описывать преимущества жизни там. Сработал наш план, торпедовец уехал с пустыми руками. Когда вышел из своего убежища, сразу накрыли стол. Мы ведь в гости через гастроном шли, скупились.
- Правда, что футболисты тесно дружили с певцами, актерами?
- Да, много друзей в сфере искусства. Валерий Лобановский, как вы знаете, часто водил команду в театр. Александр Ширвиндт, Михаил Державин. С Богданом Бенюком, Анатолием Хостикоевым, Давидом Бабаевым, которые живут и выступают в Киеве, общаемся и сейчас.
К сожалению, многих талантливых артистов уже нет с нами: Кирилла Лаврова, Олега Борисова. А Коля Заднепровский – сосем молодой ведь. Был у него на премьере в театре имени Ивана Франка, затем на день рождение заглянул. Проходит чуть времени, встречаю знакомого, говорит, Коля умер. Как? Не может быть! Такое горе.
А еще Валерия Заклунная, Ада Роговцева, Костя Степанков – это все наши. Они буквально жили в театре, и мы часто приходили к ним на репетиции, чувствовали себя как дома. Однажды директор театра, Дмитрий Гнатюк, говорит мне: «Плати гроші».
- За що?,
- спрашиваю.- А за те, що ти з нашими дівчатами гуляєш!
Я многих тогда перезнакомил. Базилевича, Богачека... Раньше ведь на весь Киев было три-четыре ресторана. Разве попадешь в них? А зимой холодно, многие к тому же без квартир были. Вот и собирались вместе, общались, радовались жизни.
- В этом году не только ваш юбилей, но и юбилей «Динамо» - 90 лет. Понимали тогда, что именно вы пишете историю этой великой команды?
- В то время об этом не задумывались. Что-то для истории сделало наше поколение. Но и за нами пришли отличные ребята, которые приумножили успехи, выиграли Кубок Кубков, Суперкубок. Была преемственность поколений. Поверьте, это не пустой звук.
- Что нужно сделать нынешним футболистам, чтобы стать такими же успешными как вы и ваши партнеры?
- Любить футбол. Без любви к футболу ничего не будет. Сколько бы денег сейчас не платили.
Віктор Перегняк, Сергій Ситник