(Публікується мовою ор
игіналу)
Витор Буэно начал карьеру в профессиональном футболе лишь в 20 лет, а его родители никак не были связаны с футболом. Это не помешало ему чуть больше года спустя попасть в «Сантос», а еще через сезон стать главным открытием чемпионата Бразилии 2016, забив в том розыгрыше 10 голов. Сантос в новом контракте установил сумму, за которою готов расстаться с игроком – 50 миллионов евро.
Сейчас после года без стабильной игровой практики 23-летний Буэно подписал арендное соглашение на два года с киевским «Динамо». Достаточно печальная история, как очень перспективную карьеру может загубить одна тяжелая травма. 1 июля прошлого года он получил очень тяжелую травму колена. Вернулся на поле Витор лишь 14 февраля 2018 и сейчас оказался не нужен «Сантосу».
При этом Буэно способен закрыть все позиции под нападающими. Чаще он появлялся на левом фланге, но так же спокойно играет справа и даже «десятку», где и отыграл большую часть времени в этом сезоне.
Зачем «Динамо» игрок в не самых лучших кондициях, последний полный сезон которого был аж в 2016-м? Так как в сезоне 2018 Витор провел около 500 минут во всех турнирах, выходя в основном на замену. Оставим пункт со сделкой по Гонсалесу, ведь была информация, что Буэно переедет в Киев, независимо от успеха трансфера парагвайца.
Буэно больше, чем Вербич, подходит «Динамо» тактически
Витор точно не брался как замена Вербичу, словенский вингер сейчас в очень хорошей форме. По поводу Цыганкова все очевидно, его место в нынешнем «Динамо» не обговаривается.
Единственную логичную причину этого подписания можно отыскать в стиле игры киевлян. Рассказывая про сборы команды Хацкевича, мы делали акцент на ярко выраженном направлении позиционных атак, которые отрабатывались на сборах.
«Динамо» отошло от неэффективной игры с продвижением мяча через центр, сместив вектор атак на фланги. С похожей формулой Хацкевич стартовал в прошлом сезоне. Правда, с одним существенным различием, которое и важно относительно трансфера Буэно. Летом 2017-го «Динамо» пыталось атаковать максимально быстро, в 5-6 передач с забросом на Мбокани. Сейчас в основу игры лег контроль мяча через короткие/средние передачи.
Реализовать эту модель можно лишь через компактное размещение футболистов на флангах и полуфлангах – таким образом создаются треугольники, которые являются основным элементом для контроля. Стартовые матчи чемпионата показали, что пока у киевлян с этим проблемы.
Правого фланга это касается в меньшей мере: Цыганков любит действовать уже, а Че Че, скорее всего, брался в том числе для такого типа игры – бразилец прошел хорошую школу сложного позиционного футбола в системе «Озаску Аудакс».
Сложности заметны как раз на левой бровке. Очень хороший в игре с мячом Сидклей пока еще не набрал оптимальную форму, проблемы Буяльского – тема для отдельного текста (не будем пока спешить с выводами по итогам трех матчей), а Вербич максимально хорош в роли типичного вингера, который любит тянуть мяч самостоятельно на дриблинге.
Последнее как раз самое важное. Уже в матче со «Львовом» было видно, что Вербич пытается действовать больше в пас, больше с полуфлангов. Косвенно его роль отображает число полученных передач в том матче – 37. Это рекорд за все время игры в «Динамо».
Тем не менее, слишком гибко играть он все равно не способен, а в условиях таких же проблем его партнеров это просто необходимо, иначе получаются вот такие ситуации. Для скриншотов представляем те моменты, где мяч был либо потерян, либо атака потеряла остроту.
Кроме этого, о вероятных позиционных проблемах при паре Сидклей – Вербич на фланге мы уже писали.
Буэно – игрок совершенного иного типа. Описывать его игру надо, отталкиваясь от системы «Сантоса», в которой Витор и раскрылся. В прошлом сезоне они заняли последнее место среди всех команд бразильской серии А по действиям в средней трети поля – 45%.
А вот так выглядит их типичная карта передач:
«Сантос» почти не атакует через центр, все внимание на фланги. Но есть очень важный момент – свободные роли крайних полузащитников, они должны постоянно меняться позициями и часто уходить в центральные зоны.
Сравните его тепловую карту в матче на позиции ЛПЗ, и карту Вербича против «Шахтера» в Суперкубке.
Буэно привык к свободной роли и игре по всему полю. В этом плане он чуть больше похож на Цыганкова. Кроме того, Витор провел достаточное количество матчей на позиции «десятки». Исходя из этого, напрашивается вывод: полузащиту и атаку связывать он умеет.
Сравнивать числа Буэно и Вербича лоб в лоб не имеет никакого смысла – они слишком разные по функционалу. Статистика как раз хорошо показывает стиль каждого.
Буэно выполняет больше передач в последнюю треть – 4,5 против 2,8, больше передач в штрафную (2,8 против 1,8) и вперед, при этом он чаще их и получал в «Сантосе» (что говорит про стиль команд).
Вербич при равном проценте успешности делает почти на три обводки за матч больше и имеет преимущество в один progressive runs (лучше тащит мяч). Цифры тут очень показательны.
Ударная позиция – большая проблема Буэно
Если смотреть на качество передач, то Буэно достаточно средний игрок в плане игры в пас. Ничего очень крутого, но и очевидных проблем не испытывает. Единственное, что важно – Витор хорошо умеет обострять с полуфланга на фланг, что чрезвычайно важно в условиях игры киевлян.
21 гол за «Сантос» непроизвольно наталкивает на вывод о хорошем ударе. Это действительно так: у Буэно хорошо поставлен техника, он забивал отличные голы как и с игры, так и с дальних штрафных. Эти моменты можно легко найти в нарезках.
Но уже в 2017-м становится заметной серьезная проблема, которая после восстановления только усугубилась. Витор невероятно много лупит с ужасных позиций. Любой дальний удар в принципе неэффективен, но Буэно часто выдавал прям смешные моменты.
Вообще эта проблема характера даже для самых топовых игроков бразильской лиги.
***
При всех вышеописанных плюсах, пока сложно понять, как Буэно будет интегрирован в состав. В одиночку он не сможет решить проблемы «Динамо» в позиционном нападении (только сделает их не такими явными), тут нужна работа со всеми линиями. При этом сейчас он индивидуально точно слабее Вербича.
Тарас Дмитрик