Зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту?

Світовий футбол 9 Червня, 22:19 1366
Зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту? | 19-27
В пандемийный год случился бум размещений фанатских токенов футбольных клубов, свои криптомонеты выпустили ПСЖ, «Ювентус», «Барселона» – всего с десяток клубов. Зачем они это делали и можно ли заработать на фанатской криптовалюте?

25 мая обладатель «Золотого мяча» 2000 года и бывший игрок испанских клубов «Барселона» и «Реал» Луиш Фигу, а также действующий португальский футболист Рикарду Куарежма стали амбассадорами криптовалютного приложения dotmoovs. Проект позволяет пользователям соревноваться друг с другом в футбольном фристайле онлайн и получать за победу криптовалюту.

Это не единственный случай сотрудничества футболистов или даже футбольных клубов с криптовалютными проектами. Начиная с конца 2019 года самые знаменитые футбольные клубы мира начали осваивать криптовалютный мир. «Ювентус», «Пари Сен-Жермен» и «Барселона» запустили собственную криптовалюту, на которую можно купить, например, право вывести свое видео на экран стадиона во время игры или провести стрим из раздевалки клуба. Зачем футбольным клубам с бюджетом в сотни миллионов долларов криптовалюта?

«Уникальные впечатления» и капитанская повязка

Французский «Пари Сен-Жермен» в 2018 году стал одним из первых футбольных клубов, который объявил о планах выпуска собственных токенов. В конце января 2020 года клуб выпустил токены и начал распространять их среди болельщиков за €2 через платформу Socios.com. Тогда официальный Twitter команды сообщил, что болельщики могут загрузить приложение и «посоревноваться за уникальные впечатления».

Какие «уникальные впечатления» предлагал клуб владельцам токенов? К примеру, они могли проголосовать за надпись на повязке капитана клуба Тиаго Силвы во время игры. Кроме этого, с помощью криптовалюты болельщикам пообещали в будущем, например, выбрать игрока месяца или цвет нового комплекта формы, или получить возможность личной встречи с любимым футболистом.

Спустя пару месяцев стало понятно, что проект оказался весьма кстати. Уже в марте 2020 года игры Лиги чемпионов футбольные клубы стали проводить без зрителей, в том числе матч «Пари Сен-Жермен» с дортмундской «Боруссией». И в целом посещение футбольных матчей, за исключением белорусского чемпионата, более чем на полгода стали для болельщиков недоступной роскошью.

И цифровые платформы стали единственным способом взаимодействия с болельщиками, сказано в исследовании Delloite «Рейтинг самых богатых клубов» за 2021 год.

В декабре 2020 года токены PSG начали торговаться на криптовалютной бирже Binance. Их первоначальная цена составляла около $13, а в первые же сутки торгов она выросла до $35,25. На данным момент один PSG стоит $15,74, в обращении находится почти 1,3 млн. токенов (из 20 млн. возможных). Их общая капитализация составляет более $20 млн. По показателю капитализации они в восьмой сотне, по данным Coinmarketcap.

Одновременно с «ПСЖ» начались торги и токенами JUV итальянского «Ювентуса». О планах выпустить свои криптомонеты клуб заявил в конце 2019 года и тогда же выпустил свой токен за €2. Владельцам криптомонет клуб предложил проголосовать за песню, которая играла каждый раз, когда игрок итальянской команды забивал гол в домашнем матче. Уже в марте 2021 года нападающий «Ювентуса» Криштиану Роналду стал первым в мире футболистом, который получил от клуба премию в JUV. Президент клуба Андреа Аньелли подарил звезде футболку с надписью G.O.A.T (greatest of the time) и 770 JUV (именно столько Роналду забил за свою взрослую карьеру). Эта премия, по данным CoinMarketCap, сегодня равна примерно €8000 (€10,9 за монету).


В 2020-м и 2021 году фанатские токены выпустили и другие клубы, в том числе «Манчестер Сити», «Барселона», «Рома», «Милан», «Атлетико Мадрид» и «Галатасарай», говорит старший менеджер департамента налогов и права «Делойт‎» в СНГ Георгий Гукасян.

То, что сделали «ПСЖ», «Ювентус» и другие клубы, называется Fan Token Offering (FTO), объясняет Гукасян – это процесс, в рамках которого футбольные клубы создают и размещают фанатские токены на блокчейн-платформах партнеров, а фанаты могут приобрести их по фиксированной цене. После вывода на биржу стоимость фанатского токена уже определятся рыночным спросом и предложением, добавил Гукасян.

По данным CoinMarketCap на 7 июня, капитализация футбольных токенов превышает $190 млн.


Как это работает

Футбольные клубы используют готовое IT-решение для размещения токенов. Большинство крупных футбольных клубов, в том числе «Барселона», «Ювентус» и «Манчестер Сити», сотрудничает с платформой Socios.com. Платформа раздавала токены бесплатно в формате игры-охоты по типу Pokemon Go, а сами клубы продавали токены по фиксированной цене. В 2018 году эта платформа выпустила свою криптовалюту – Chiliz, работающую на блокчейне Ethereum, и, прежде чем фанат захочет купить токены своего клуба, ему придется приобрести «нефутбольную» криптовалюту.

В этой системе блокчейн ETH отвечает за операционную сторону токена – ввод, вывод и комиссионные расходы, а Socios отвечает за взаимодействие спортивного клуба с фанатами, а также фанатов друг с другом: проводит опросы, голосования, организует обмен токенами между поклонниками, объясняет генеральный директор финтех-компании Mercuryo Петр Козьяков.

Это не единственная платформа для фанатских токенов. К примеру, киевское «Динамо» объявило в январе 2021 года, что запустит свою криптовалютную экосистему вместе с приложением Moonwalk. Президент клуба Игорь Суркис сказал Business Wire, что фанаты будут получать криптовалюту за «социальные действия», то есть играя в интеллектуальные игры или проявляя активную позицию в социальных сетях, поддерживая клуб. Вице-президент клуба Марк Гинзбург написал в Facebook, что первая в Восточной Европе токенизация футбольного клуба не погоня за хайпом, а просчитанная стратегия в течение двух лет стать самым технологическим лидером футбольной Европы.

Зачем клубы это делают

Футбольные клубы с помощью токенов и криптовалюты пытаются вовлечь фанатов в жизнь клуба, считает Гукасян. Может показаться, что футбольные клубы выпускают криптовалюту, чтобы привлечь деньги. Но «Манчестер Сити» раздавал токены бесплатно, а «Ювентус» и «Барселона» начинала продавать токены за €2, так что, скорее всего, это инициатива направлена только на взаимодействие с болельщиками, соглашается партнер швейцарского криптобанка HASH CIB Рустам Боташев.

Козьяков добавляет, что такая форма взаимодействия с фанатами еще и не нуждается в огромных рекламных бюджетах, что для клубов большой плюс. «Однако ждать революции не стоит, все-таки, крипторынок больше дрейфует в сторону альтернативных финансов, а не возможности влияния на гимн любимой команды», – добавил он.

Независимый финтех-эксперт Павел Федоров считает, что клубы стали выпускать свои токены, чтобы в том числе «оцифровать» собственные программы лояльности. По его мнению, с помощью блокчейна они могут торговать билетами, избегая подделок, а также делать вторичный рынок и рынок перекупщиков менее рискованными. «Такая система мало чем отличается от ежедневных покупок по картам лояльности, в футбольном мире вы «покупаете» встречу с условным Криштиану Роналду, только вместо баллов Fishki у вас криптовалюта», – говорит Федоров.

Александр Дрейфус, основатель и генеральный директор Socios.com, писал The Block Crypto, что 99,9% футбольных фанатов не живут в одной стране и городе команды, которую они поддерживают, а токены помогают им влиять на некоторые инициативы клуба. В комментарии для Coin Telegraph он отметил, что выпуск токенов ориентирован на стимулирование и монетизацию взаимодействия фанатов с помощью криптовалюты. Для платформы взаимодействие с клубами поможет привлечь новых клиентов – «сотни миллионов» футбольных фанатов из нескольких крупных футбольных клубов.

Могут ли фанаты заработать на футбольной криптовалюте

Футбольные клубы выпускают собственные токены, потому что это отличный информационный повод для лояльной фанбазы, которая всегда хочет новых продуктов. «Однако такие проекты могут быть рискованными, потому что ICO и FTO – это новые инструменты, к тому же рынок всех криптоактивов волатилен, и, хотя футбольные токены фундаментально сильнее, они все равно находятся под его влиянием», – считает генеральный директор швейцарской финансовой компании Newcent Владимир Сметанин.

Рустам Боташев считает, что выпуск «футбольной» криптовалюты – это лишь модный инструмент для взаимодействия с фанатами, связанный с хайпом вокруг блокчейнов, а спрос на такие токены ограничен количеством фанатов конкретного клуба.

Как еще используют технологию блокчейн в футболе

Популярным направлением для клубов является создание цифровых коллекционных предметов на блокчейн-платформах, которыми фанаты могут обмениваться и торговать (например, лимитированные электронные карточки с изображением любимых игроков), а также использовать для участия в различных соревнованиях и играх, в том числе фэнтези-футбол (когда фанаты соревнуются виртуальными командами, собранными из реальных игроков с реальными результатами), говорит Гукасян.

По его подсчетам, более 140 клубов из различных стран мира уже принимают участие в аналогичных инициативах.

В 2018 году любительский турецкий клуб Харунустаспор купил 22-летнего игрока Омара Фарука Кироглу за 2500 турецких лир и 0,0524 биткоина. В том же году команда из Гибралтара, правительство которого намерено запустить первую в мире правовую основу для ICO, заявила, что часть зарплаты игрокам она будет платить в криптовалюте.