В чем разница в подготовке юных футболистов в Украине и на Западе? Почему клубы из Восточной Европы теряют большое количество талантливой молодежи? Почему сборная Нидерландов не попала на последний чемпионат мира?
Ответ кроется в системе воспитания футболистов, уверен Вадим Пищало, тренер Академии футбольных талантов в Генке (Бельгия), специалист с 10-ти летним опытом работы детским и юношеским тренером в различных клубах. Он — частый гость на семинарах и мастер-классах по обучению тренеров в странах Восточной Европы и постсоветского стран, где делится своими знаниями и передовыми методиками, которые сегодня популярны в странах Западной Европы.
— В чем разница методов и подходов в подготовке игроков «здесь» и «там»?
— Большая разница существует в тренерской работе. В Европе работает большое количество тренеров узкой специализации высокого уровня. Вы спросите: «Что в этом хорошего? Да и что это значит — узкая специализация?» Отвечаю. Тренеры не распыляются на всё сразу. Они делят свои обязанности по мере того, у кого что лучше получается. Например, они работают или с определенной возрастной группой, или с игроками определенного амплуа, или по физической подготовке, или по технике. По мере приобретения опыта и знаний расширяют свой диапазон действий. Как это происходит? Тренеры переходят на работу с другой возрастной группой. Тренер по технике может перейти на работу с командой и наоборот. Клуб заинтересован в том, чтобы их тренеры могли всегда учиться и прогрессировать в своем мастерстве. Хочу привести историю Руда Ван Нистелроя. В прошлом нападающий с отличной карьерой. Сегодня тренер нападающих в Академии ПСВ. Где окажется завтра? Давайте подождем.
Для начала хочу поговорить о разнице бельгийских и голландских тренеров. Могу отметить, что голландцы в своем профессионализме стоят на ступеньку выше. Это видно не вооруженным глазом, если мы посмотрим на количество тренеров-иностранцев в Высшей лиге Бельгии и Нидерландов. Почему так происходит? Все профессиональные тренеры Голландии начинают свою работу-обучение в клубных Академиях. После чего переходят в первые команды. Что-то подобное происходит в Бундеслиге.
Немецкие клубы взяли курс на омоложение тренерского состава и стали больше доверять своим тренерам, которые неплохо работали с молодежными командами, например, «Хоффенхайм».
Что значит работать в Академии в Голландии? С первого дня ты попадаешь под опеку опытных тренеров Академии. Тебя не «бросают на амбразуру». Тебя вводят в суть дела формирования и подготовки молодых игроков клуба. Это всё происходит больше на практике и опыте, который клуб приобрел за многие годы существования. Ты формально можешь даже возглавить возрастную группу, но тебя будут вести, учить, помогать, пока ты не освоишь тренерскую науку. Взять, например, Марка Ван Боммела. Он несколько лет работал тренером в Академии ПСВ, был помощником тренера в бороной Австралии на чемпионате мира и только сейчас — тренер первой команды ПСВ. Клуб лидирует в чемпионате.
— А что в Бельгии?
— В Бельгии стабильный результат из бельгийских тренеров показывает только Мишель Прюдом. Где бы он ни работал, везде добивался успеха. Я думаю, он — лучший специалист и учитель для профессиональных тренеров в этой стране. Как доказательство: тренер ФК «Генк» Филип Клемент долгое время работал помощником у Прюдома в «Брюгге». Клуб сегодня возглавляет чемпионат Бельгии. Там, кстати, выступает украинец Руслан Малиновский. Но опустимся с высот взрослого футбола на ступеньку ниже и сравним работу футбольных школ Бельгии и Голландии.Бельгия сегодня поставляет на футбольный рынок много талантов. Это говорит о том, что обучение футболу в этой стране стало лучше, чем в Голландии.
Но проблема Бельгии в том, что лучшие уезжают уже в 16 лет, и бельгийские клубы не могут их сохранить.
А ранний отъезд не всегда идет на пользу для молодежи. Отсюда следует, что в чемпионате Бельгии много легионеров или игроков-ветеранов, так как своя талантливая молодежь взрослеет за границей и продается тоже «заграницей». В настоящее время трансферные суммы на игроков из Голландии выше, чем из Бельгии. Хотя чемпионаты по силе одинаковы. Здесь всё просто. В Голландии бюджеты у нескольких клубов больше, чем у топ-клубов Бельгии, и за счет зарплат могут удержать игрока, пока на него не поднимется цена.
— И все же: в чем разница обучения футболу на Западе и в Украине?
— Начнем с самого начала. Первая ступень подготовки футболистов — 5-6 лет. Именно с этого возраста начинается набор в группы по футболу в западных странах. В группах не более пяти человек. С ними занимаются тренеры, специализирующиеся на работе с детьми именно этого возраста.
— В Украине сейчас тоже много футбольных школ, которые работают с малышами.
— Да, это так. Но разница в самом обучении огромная. Знаю не понаслышке, так как видел как работают не только в Украине, но в Беларуси, Латвии, Литве, России. Поэтому знаю, о чем говорю. В этих странах нет опыта работы с малышами, и все изобретают собственные методы, где опираются на программы физического развития детей в детских садах.
Бытует мнение, что для тренера в этом возрасте достаточно быть массовиком-затейником.
Здесь я хочу поделиться своими наблюдениями за коллегами из стран бывшего СНГ на моих семинарах и мастер-классах . Обычно тренеры, работающие с малышами, ведут себя скромно, так как не всем интересно слушать о мелких и большинство хотят узнать о более старших. Поэтому этой возрастной категории мы не уделяем много внимания. Только по окончании официальной части, во время перерыва, тренеры подходят и задают вопрос: «А как на Западе работают с малышами?» Но на этот вопрос не ответить за 5 минут. Я сторонник того, что в обучении лучше один раз показать, чем сто раз услышать. Все лучше познается на практических занятиях. Поэтому этот вопрос всегда остается не раскрыт. Правда, однажды у меня была возможность поделиться своим опытом в одной из киевских футбольных школ для детей дошкольного возраста. Я посмотрел их занятия. Потом поработал сам с местными ребятами. Тренеры наглядно увидели разницу в методах и подходах. После чего беседа прошла живее и интереснее.
Здесь не хочу вдаваться глубоко в обучающий процесс. Скажу только, что в 5 лет закладываются двигательный навыки ребёнка, которыми он будет пользоваться до конца своих дней. Поэтому обучение я начинаю с разучивания различных движений, которые взрослым кажутся простыми, дети выполняют их с трудом или не могут выполнить с первого раза. Эти упражнения являются подводящими перед работой с мячом. Потом идет разучивание различных футбольных технических элементов.
— Что дальше?
— Затем следует вторая ступень обучения — это дети 7-9-ти лет. К 7 годам начинается набор в футбольные клубы. Ребята учились год, два. У них уже есть определённые навыки. Клубы имеют возможность выбирать из этих детей. Начинается первый соревновательный период в жизни ребят. Здесь, на начальном периоде, мы начинаем уже проигрывать своим сверстникам с запада.
Что происходит в 7 лет после набора в клубы? Помимо занятий в клубах, ребята продолжают посещать частные школы, где с ними работают индивидуально профессиональные тренеры. Это не бесплатно, но благодаря индивидуальным занятиям игроки могут подняться на более высокую ступеньку в своей карьере. Занятия продолжаются вплоть до 8 лет.
Следующий, третий этап — 9-12 лет. В этот момент выходит на первое место рост детей. Они растут не одинаково. Появляются игроки-акселераты. Результаты у команд с Украины и запада могут выравниваться за счет игрока-акселерата. Увеличение размеров футбольного поля с возрастом приводит к тому, что тренеры начинают обращать внимание только на физически сильных игроков, забывая про мастеровитых малышей. На Западе уже признали свои ошибки и понимают, что их команда может проиграть на каком-то возрастном отрезке и не стараются быстро расстаться со своими обученными питомцами. Так продолжается до 16 лет.
Ради сиюминутного результата клубы из Восточной Европы теряют большое количество талантливой молодежи.
На что обращают внимание в Бельгии — здесь, в отличие от других стран, до 16 лет меньше уделяют внимание на упражнения для развития физической силы. Считают, что организм ещё растет и стараются не давать большие физические нагрузки до этого возраста. Отсюда, юношеские сборные Бельгии не всегда добиваются хороших результатов. Но это их преимущество! Большое внимание уделяется командной игре и взаимодействиям между партнерами, не забывая про технику. Например, в Нидерландах идет акцент на развитие индивидуальных качеств в работе с мячом. Для того, чтобы они в одиночку могли решать исход матча. Отсюда много упражнений один в один, один против 2-3 игроков. Да, индивидуальное мастерство игроков растет, но страдает команда! А футбол — это командная игра.
Поэтому сборная Нидерландов не попала на последний чемпионат мира.
А вот итальянцы, по сравнению с Бельгией, много проводят время в тренажерных залах и традиционно много уделяют внимания индивидуальным тактическим действиям игрока на поле. Немцы в последнее время имеют успех, так как постарались это все объединить и добавили к этому еще и творчество в обучение футболистов.
И наконец, последняя ступень. Это игроки 16-18-ти лет. Переход из юношеского футбола во взрослый. Здесь должен работать самый лучший тренер в школе, так как он должен определить все ошибки, которые были сделаны при обучении молодого футболиста и исправить их. Если ваш клуб имеет такого тренера — у вас есть будущее.
— На что стоит обратить внимание украинским тренерам?
— Фундамент подготовки и развития будущего футболиста всегда зависит от тренера. Читая различные интервью с украинскими тренерами в медиа, присутствует всегда один и тот же вопрос: «Как довести нашу молодежь до высокого уровня мастерства? Кто это может сделать?» Большинство хочет работать с готовыми игроками. Но эта профессия сейчас имеет другое название — это футбольный менеджер. А тренерам я хочу порекомендовать, чтобы они перестали тренировать, и начали учить игре в футбол.
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!