Лічені люди удостоюються честі носити звання почесного динамівця. Легендарний диктор домашніх матчів «Динамо» з 55-річним (!) Стажем Олена Христофорівна Гуц - з їх числа ... Не дивно, адже її дзвінкий голос був акомпаніатором сотень значущих перемог столичної команди і чудово знайомий вболівальникам.
(публікується мовою оригіналу)
... Дома у Елены Христофоровны своеобразный музей спортивной славы — множество призов, кубков, медалей, газетных и журнальных вырезок, собранных начиная едва ли не с середины прошлого века. Экспонаты, связанные с футболом, подарены, конечно же, динамовскими игроками. Но есть и реликвии, завоеван ные собственноручно. Елена Гуц — в прошлом гимнастка, участница Олимпийских иг р 1952 года...
— Елена Христофоровна, футболисты и тренеры — народ очень суеверный. Во многих клубах женщинам часто даже не разрешают летать с командой на выездные матчи, не пускают в автобус... Как с этими предрассудками уживались вы?
— Я по отношению к себе никогда не чувствовала какой-то дискриминации (улыбается). Более того, с тех пор как в 1960 году провела свой первый футбольный матч с микрофоном в руках, ощущала по отношению к себе только уважение динамовских игроков и тренеров — со всеми ними у меня всегда складывались дружеские отношения. Что касается самолетов, то я и сама, честно говоря, никогда не стремилась в эти мимолетные двухдневные поездки с командой. Во-первых, они утомительны, а-во вторых, я в свое время, будучи гимнасткой, членом сборной СССР, а затем тренером и судьей, объездила практически весь мир. Одно из немногих исключений сделала для себя в 1991 году, когда динамовцы встречались с ХИКом из Финляндии. Для меня в первую очередь это была возможность вернуться в город, с которым связано много эмоций и воспоминаний: ведь в Хельсинки состоялась первая для советских спортсменов летняя Олимпиада, участницей которой мне посчастливилось быть... Снова увидела олимпийский стадион, и он мне показался таким маленьким! А в юности он был для нас фантастически огромен!..
— Вы пережили оккупацию Киева во время Второй мировой войны. После нее многие дети шли в спорт?
— Я росла в потрясающем месте — жили мы напротив стадиона «Динамо», в нынешнем Музейном переулке, где недавно находился офис ПФЛ. В нашем маленьком уютном дворике как будто Бог собрал всех талантливых детей и поселил рядом! Мы фактически росли на стадионе, где были секции по многим видам спорта. Наверное, именно поэтому почти все мы в итоге оказались в сборных Союза — и борцы, и акробаты, и гимнасты, и теннисисты...
Я была прыгучая, худенькая, гибкая, и меня забрали в секцию гимнастики — в октябре 1945 года я стала полноправным членом общества «Динамо». Как оказалось, на всю жизнь...
Уже через семь лет были Олимпийские игры. Я была уверена, что буду выступать в основном составе сборной. Но за день до старта вместо меня поставили гимнастку из Москвы, у которой в предолимпийский период я выигрывала на всех соревнованиях и последних контрольных прикидках. В Москве решили, что одной спортсменки из Украины (Нины Бочаровой) в сборной вполне достаточно. В итоге за соревнованиями я наблюдала, будучи в так называемом «золотом запасе». Нашу сборную действительно ждал золотой успех. Вдвойне было приятно, что Нина Бочарова свою командную золотую медаль отдала мне со словами: «Ты ее заслужила, ведь работала наравне со всеми».
Звездой я не была, но всегда составляла хорошую почву для высоких результатов нашим звездам — Ларисе Латыниной, Полине Астаховой... Сейчас мне часто снится один и тот же сон: я стою на ковре, и мне надо делать последнюю диагональ с прыжком сальто прогнувшись. И просыпаюсь от того, что сделала сальто и не оступилась!
— А как произошло ваше знакомство с микрофоном?
— Все решил случай. Помню, занималась в гимнастическом зале, и вдруг прибегает динамовский тренер Виктор Терентьев: «Леночка, выручай! Наш диктор заболела, матч вести некому!» Я поначалу растерялась, но потом взяла себя в руки, и у меня все получилось. После этого стала вести все игры.
За 55 лет дикторского стажа в Киеве я работала на всех стадионах — «Олимпийском», «Динамо», имени Банникова, «Оболони»... Однако особняком, конечно же, стоят матчи любимого «Динамо». Счастлива, что застала золотое время, когда под завязку заполнялся стотысячник. До сих пор помню самое большое число зрителей, которое я объявила во время одного из матчей команды Валерия Лобановского, — 102 470.
— Диктору нужно быть образцом объективности, или все же сердце не обманешь и эмоции пробиваются наружу?
— В моей душе переживания настоящего болельщика — я как будто сама ощущаю себя на поле, расстраиваюсь, если команда не может забить и радуюсь, когда она забивает гол. На верное, поэтому забитые динамовцами голы всегда объявляла с бо́льшим воодушевлением, чем пропущенные. Великий Котэ Махарадзе, подаривший мне свою книжку «Репортаж без микрофона», при встрече сказал: «Только человек, у которого динамовское сердце, может звучать на стадионе так красиво, как вы». Но как профессионал я понимала, что диктор не может быть необъективным. И если комментатор имеет право на ошибку, то диктор — нет...
— Вы как-то раз признались, что помните и знаете лично всех без исключения футболистов «Динамо» начиная с конца 50-х. С кем складывались наиболее тесные отношения?
— Они все для меня как родные. Ка к то Владимир Мунтян признался, что до сих пор помнит, как я объявила его выход в матче дублеров в 1963 году. Александр Леонидов говорил, что у него поджилки на ногах тряслись, когда я объявила на стадионе о дебюте его ученика Олега Блохина. Помню белобрысого Алексея Михайличенко и его первые матчи. Со многими игроками дружили семьями. Хорошо знала Олега Макарова, с Антоном Идзковским вообще были соседями. Антон Леонардович — был очень импозантный человек, всегда держал марку Вратаря номер один. К слову, до сих пор поддерживаю отношения с его многочисленным семейством — внуками, правнуками. И вот напасть — ни один не пошел по стопам великого голкипера, никто не стал футболистом!..
Начиная с нынешнего сезона я уже не работаю, однако продолжаю бывать на каждом матче, но вместо ложи комментатора нахожусь на VIP-трибуне. Когда на встрече динамовцев с «Генгамом» четвертый арбитр показал на табло количество компенсированных минут, я импульсивно сделала движение «к микрофону». Мне так и хочется все это объявлять (улыбается)!
— К слову, случались ли в работе внештатные ситуации? Проблемой для любого диктора могут быть, например, слишком сложные фамилии игроков. Возникали ли подобные трудности у вас?
— Ни одной не припомню. Я всегда тщательно готовилась к матчам, да и вообще очень обязательный человек — тысячу раз проверю, а потом только говорю. Всегда знала, к примеру, где поставить ударение. Никогда не скажу: «Кова́ль» вместо «Ко́валь» или «Рота́нь» вместо «Ро́тань». Когда сомневаюсь, всегда стараюсь спросить лично у самого футболиста.
— Из нынешнего состава киевлян вам кто-нибудь импонирует особо?
— Счастлива, что Сережа Ребров включает в состав молодых футболистов, которых еще недавно я видела в матчах за динамовский «дубль» — Рыбалку, Буяльского, Калитвинцева. Валик Белькевич, их тренер, мне говорил: «Елена Христофоровна, ребята так рады, когда вы объявляете их фамилии!..»
А знаете, какой нюанс в про ведении поединка один из самых ответственных ? Нужно вовремя закончить матч! Старалась всегда это делать одновременно с финальным свистком, потому что уже через несколько секунд на стадионе включают музыку, и тебя никто не услышит. И вот, арбитр дает свисток, и я объявляю: «З перемогою вас, дорогі динамівці! Так тримати!»
Юрій Трохимчук
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!