(публікується мовою оригіналу)
Однако почему я пишу в прошлом времени? Сам цикл завершится лишь в ближайший вторник, следовательно, и сама передача будет эфириться минимум и в этот день.
Ее субботний выпуск начался кадрами, снятыми с вертолета, кадрами подъезда обеих команд-соперниц к «Арене Львов». Кстати, о названии этого стадиона, построенного к Евро-2012. Признаюсь, давно раздражают схожие названия, где слово «Арена» стоит на втором месте. Раздражают из-за того, что такое словопостроение не присуще ни украинскому языку, ни русскому. А английскому и немецкому. Т.е. налицо не продуманная, без консультаций с филологами калька с «заморских» языков, чтобы не сказать обидное «обезьянничание».
Впрочем, вернемся к первым кадрам передачи. Снимать с борта вертолета – удовольствие не дешевое, но для самого телепродукта весьма эффективное. Оно настраивает зрителя на сопереживание своей команде задолго до стартового свистка. Это вроде неспешный подъезд автобусов с футболистами в сопровождении полиции действенно «заводит» неравнодушного телезрителя. Кто-то скажет: а что в таком приеме нового? Все это мы видели на последнем Мундиале в Бразилии. Так никто и не претендует на «открытие Америки», цель – поднять эмоциональный заряд своей телеаудитории – достигается.
«Мобильная» студия (то она размещается у самой кромки поля, то – в специальном помещении) свою задачу вполне решает. Такая студия – сценарный «ствол» самой программы, к которому органично присоединяются разные «ветви»-включения с экспертами, тренерами, простыми болельщиками. В то же время – она представляет самостоятельную ценность по сугубо телевизионным критериям.
В этом большая заслуга модератора студии – шеф-продюсера каналов «Футбол 1»/ «Футбол 2» Ивана Гресько. Ведущий оперативно, но без суеты «накатывает» тему за темой, дает всем высказаться: и своим собеседникам-экспертам, и репортерам, чьи включения – непременная композиционная составляющая самой передачи. При этом Гресько как модератор не допускает ни «провисаний» в темпоритме программы, ни чвар между участниками, что, увы, стало привычным в других телепродуктах этого канала. Надеюсь, напоминать, в каких именно, нет нужды. Если кто-то считает подобное украшением эфира, выражением свободы слова, либо фактором, способствующим поднятию рейтинга, то такие резоны сомнительны.
Эксперты Вадим Евтушенко и Евгений Левченко – под стать ведущему. Их обоих характеризует серьезное знание и понимание тем диалога, ясное, стилистически грамотное и лаконичное изложение собственной точки зрения, и, наконец, доброжелательность по отношению к героям, о которых идет речь в данный момент, и к телезрителям. При этом позитив Евтушенко и Левченко естественно сочетается с их принципиальностью. Они действительно добрые, но не добренькие. Не забудьте об их собственном авторитете в глазах болельщиков как заслуженных футболистов в прошлом.
Отдельно следует отметить рубрику программы «Тактика» в исполнении Вадима Евтушенко. Знаковый игрок «команды-звезды» – «Динамо» 80-х годов, сам накопивший немалый тренерский опыт, Вадим Анатольевич понятным зрителю языком с помощью специальной компьютерной программы объясняет тактические нюансы. При этом никаких самонадуваний: «Вот, когда я играл…». Не хочется уходить в сторону, но трудно представить некоторых «футбольных телезвезд» на месте Евтушенко. Буквально во всех аспектах его задачи: от понимания тактики, ясного пояснения моментов зрителю – до элементарного освоения компьютера.
Репортерские включения. Обо всех писать не стану, отмечу лишь два. Я сам не поклонник «инфотеймента» на ТВ, т.е. сочетания информационной журналистики и «развлекухи». Этакой своеобразной «таблоидизации» эфира, его окраса в «желтые» тона. Но понимаю, что это знак времени, что у подобного формата есть своя, да еще и немалая публика. И ее запросы творцам тоже надо учитывать.
Молодой репортер «Футбола» Николай Середич уже не первый раз выбирает спортивный паб как свою съемочную площадку. Его «ставочные» и другие практически постановочные эпизоды играют свою роль в высвечивании новых граней самой передачи. Хотелось бы пожелать чуть большей тонкости вкуса в подобных «придумках».
Виталий Крутяков с коллегами нашел довольно оригинальный сценарный ход: этакую «портретную рамку», представляющую собой сочетание форм сборной Украины, в которых она играла со словенцами в 1999 году в «Пуме» и играет ныне – в «Адидасе». Прием остроумный, сразу напомнил ретро-времена, когда наши дедушки бабушки любили фотографироваться, выставив собственные физиономии в отверстия фоновых декораций. И что только не было изображено на тех декорациях: вот вы разбитной морячок в бескозырке, на фоне белого парохода, что качается на огромных морских волнах. А то вы уже как истинный джигит в черкеске скачете на фоне горы Казбек. Для полного антуража не хватает лишь мелодии томного старинного танго.
В целом программа «Головна команда» продуманная, грамотно сконструированная и качественно сделанная. Не скрою, что несколько недель назад ко мне обратилась одна из лучших телеведущих украинского ТВ, любимица многих поколений зрителей, а не мимолетный «мотылек-звездочка», которая промелькнула на экранах и вскоре забылась. Так вот, эта истинная телезвезда попросила помочь ей разобраться в спортивном ТВ, точнее – кого было бы справедливо номинировать на высшие награды именно в разделах «Лучшая спортивная телепрограмма года» и «Лучший ведущий спортивных программ». В этих номинациях я отметил «Головну команду» и Ивана Гресько.
Семен Случевский
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!