«Футбольні бренди»: глибина компонентів

Світовий футбол 5 Грудня, 22:01 662
«Футбольні бренди»: глибина компонентів
У попередньому фрагменті ми обговорили, яке значення має назва і логотип для футбольних брендів. Але що складає їх внутрішню сторону?

(публікується мовою оригіналу)

Ценности и культура

Организационные ценности

В Англии болельщикам важна финансовая стабильность их любимого клуба. Это позволяет строить планы на будущее и достигать больших успехов. Стабильное и «толковое» руководство также имеет значение. Болельщикам хочется видеть сильную молодежную академию, продуктивного главного тренера, вменяемый совет директоров. Этика и связи с общественностью также немаловажны. Фанаты ценят честность и последовательность любимого клуба, поэтому им важно, чтобы команда хорошо выглядела в глазах других людей.

Поддержка команды

Необходимо, чтобы клуб выглядел успешно в глазах собственных болельщиков. Если с этим все в порядке, фанаты с радостью принимают участие в разнообразной деятельности, связанной с клубом. Имеется ввиду не только посещение матчей, но также их обсуждение, участие в клубных мероприятиях, покупка фирменной продукции, подписка на сообщества фанатов в интернете и просто рост интереса к спорту. Впечатление, что у команды все хорошо, иногда не зависит от ее реальных выступлений. Например, согласно проведенному опросу, в сезоне 2000-2001 года болельщики были больше всего довольны Ипсвичем, который превзошел их ожидания, повысившись в классе (вместо пятого места в таблице, которое ему пророчили). Причем Манчестер Юнайтед всего лишь «не оплошал», когда в этом же сезоне завоевал титул Премьер-лиги. Это был результат требла двухгодичной давности (Премьер-лига, Лига чемпионов и Кубок Англии), который поднял планку ожиданий фанатов клуба до такой степени, что успех на домашней арене никого не впечатлил.

Если же у команды дела плохи, то и большинство болельщиков отдаляются, становятся пассивнее.

История и символы

Футбол – это спорт с внушительной историей. Многим клубам уже больше сотни лет. Футбольные бренды тоже имеют долгую традицию. Для болельщиков большое значение имеют клубный логотип, девиз, спонсоры, талисман и прозвище команды. Они часто помнят наизусть все исторические победы, важные голы и титулы. Это объясняет, почему болельщики часто так болезненно реагируют на переезд клуба на новый стадион, изменение логотипа, формы и т.п.

Социальная деятельность

Футбольные бренды имеют и социальные аспекты. Поддержка клуба может выражаться в том, чтобы ходить на матчи вместе с друзьями, встречаться с людьми до и после игры, лично знать тех, кто часто сидит возле вас на стадионе. Один болельщик рассказывал, как смотрел матчи своего клуба плечом к плечу с несколькими поколениями одной семьи, члены которой постоянно покупали сезонные абонементы. Это социальное измерение может расширяться и до сообществ в интернете. Люди в таких сообществах могут никогда не встречаться вживую, но это не мешает строить крепкие социальные связи. Они могут сбрасываться кому-то на билет, могут просто поддерживать друг друга в сложных ситуациях – при болезнях, финансовых проблемах и т.п.

Самооценка

На каждого болельщика влияет успех или неудача любимой команды. Проигрыш плохо отражается на настроении, желании общаться с другими людьми, с семьей и друзьями. Ведь можно повстречать болельщиков противника, которые не преминут насыпать соль на рану. Если же свой клуб победил, то фанатов так и подмывает поболтать о футболе, об их команде; благодаря этому они чувствуют себя еще лучше.

Истории

Любовь к определенному клубу передается от отца к сыну, от старшего к молодому поколению. Особенно это касается местных футбольных брендов, ведь в этом случае болельщики одного клуба могут работать или жить вместе. Ну а крупным клубам, фанаты которых разбросаны по всему миру, теперь интернет позволяет распространять истории о былой славе и катастрофах, независимо от географии и временного пояса.

Много ли болельщиков сборной Англии, которые жили в 1966, может поделиться воспоминаниями о победе на чемпионате мира? Много ли фанатов может припомнить каждую деталь: кто играл, кто забил, кто отбил, кто пропустил мяч в исторически важном для их команды матче?

Именно такие истории возвращают к жизни ценности футбольных брендов и привлекают все новых и новых болельщиков, поэтому они так важны.

Ритуалы и обряды

Многие аспекты футбола окружены ритуалами и обрядами. Поговорите об этом с игроками и услышите кучу историй о том, какую бутсу они надевают первой, о счастливых гетрах, о том, сколько раз нужно подпрыгнуть на разминке, и о многом другом. Они верят, что все это может принести удачу в матче. Почему? Потому что так уже случалось в прошлом. Секретарь Эвертона, который придумал логотип клуба, лепил его на все, что можно, только потому, что команда добыла несколько побед, когда руководители надевали галстуки с этой эмблемой.

Футбольные заморочки могут «определять», как и когда лучше покупать билеты, на чем и с кем возвращаться домой после матча, на какое место садиться. Известны случаи ужасных приступов гнева, когда болельщиков просили поменять сиденье на протяжении сезона. В 1999 году Ньюкасл попросил нескольких фанатов, у которых были абонементы на десять лет, «пересесть» на другие места. Но в результате проведения кампании «Спасите наши места», дело было доведено до Верховного суда.

Несмотря на то, что многие ритуалы и обряды могут показаться странными посторонним людям, у каждого клуба есть свои особенности, свои неписаные правила и привычки, которые будут сохраняться еще много лет.

Перевод Юрия Паустовского