Гра на зниження

Динамо Київ 12 Березня, 14:24 673
Гра на зниження | 19-27
Матч-відповідь «Динамо» в Лізі чемпіонів проти одного з найсильніших і найбагатших клубів світу - це привід для розмови про економіку футболу України та найближчі перспективи наших команд.

АСКЕТИЗМ КАК НОРМА ЖИЗНИ

К счастью, все не столь печально, как рисуется многим, хотя и совсем не так, как могло быть, если бы наш клубный футбол в действительности стал профессиональным. Этот ко многому обязывающий статус закреплен за ним еще с 1996 года. Правда, вывеска не вполне соответствует содержанию.

У современного футбола Украины глубокие советские корни. Где-то с середины 1960-х наши команды доминировали в чемпионате и Кубке СССР, год за годом что-то выигрывали, но, в отличие от клубов Западной Европы, никогда не обременялись зарабатыванием средств. То была забота спортивных ведомств и обществ, содержавших весь советский спорт.

С распадом Союза все начало меняться. В начале 1990-х команды стали превращаться в клубы – юридически самостоятельные организации, правда, все еще зависимые финансово от небезразличных к футболу руководителей промышленных комбинатов, предприятий, кооперативов и шахт.

Законы экономики и дальше диктовали свои условия. Постсоветская промышленность чахла, многократно перераспределялась, перетекая из рук в руки, что соответственно отражалось и на жизнеспособности вскормленных ею футбольных структур. Но появление мощных финансово-промышленных групп на какое-то время стабилизировало ситуацию.

Я бы не стал настаивать на эксклюзивности даты, но где-то с 2002–2003 гг. в украинском футболе наступила благодать. Бюджеты клубов росли как на дрожжах, а с ними – суммы в контрактах тренеров и футболистов, затраты на менеджмент, обслугу, прочие текущие расходы.

Скажем, игрок высшей лиги, не интересовавший лидеров – «Динамо» и «Шахтер», но способный усилить команду из середины таблицы, помимо зарплаты и премиальных за добытые очки, мог рассчитывать еще и на 200–250 тыс.долл. подъемных. Что-то вроде миграционного бонуса. Или судейство,.. нет, не в твою пользу – за нейтралитет, тоже обходилось нередко в 30–50 тыс. долл. за игру. Благосклонность же арбитра в особо важном матче, как говорят, иной раз оценивалась в миллион!

Те времена ушли, и ушли безвозвратно. Миллион стал суммой серьезной. Даже для «Шахтера» и «Динамо», хотя их бюджеты по-прежнему на порядки выше. Регулярно зарабатывая в Лиге чемпионов и Лиге Европы УЕФА, покупая-продавая очень хороших игроков, они могут позволить себе такие расходы. А вот другие участники созданной весной 2008 года Премьер-лиги (УПЛ) ныне учатся жить куда скромнее. Жизнь заставила.

Только за последние сезоны элита нашего футбола недосчиталась трети своих старожилов: киевского «Арсенала», криворожского «Кривбасса», донецкого и запорожского «Металлургов», а также усопших в Крыму «Таврии» и «Севастополя». Таких масштабных потерь не понесла ни одна другая европейская лига. И это не предел. Унизительной процедуры банкротства, похоже, не миновать луцкой «Волыни», хладную длань банка-кредитора ощутил одесский «Черноморец»…

БОГАТЫЕ РЕЖЕ ПЛАЧУТ

Не столько контраста ради, сколько для наглядности, перейдем к делам «Манчестер Сити». Итак, английская Премьер-лига (АПЛ), которую представляет этот клуб, год назад заключила с телевидением соглашение, вступающее в силу с лета 2016-го. Согласно ему, за три ближайших года ТВ выплатит лиге 5,136 млрд фунтов стерлингов, или 7,75 млрд долл., то есть – около 2,55 млрд в сезон!

В среднем это по 125 млн долл. каждому из 20 клубов АПЛ (сумма зависит от занятого места), имеющих также собственные спонсорские контракты и выручку от рекламы, продающих билеты на стадион, играющих на трансферном рынке, а еще получающих солидные премии за участие в других турнирах. Например, в щедрой на гонорары Лиге чемпионов.

Вот из этих потоков «Манчестер Сити» и подобные ему мировые бренды доводят свой годовой бюджет до 400–450 млн долл. Почему это важно? Потому что именно из этих – заработанных! – средств клуб выплачивает многомиллионные зарплаты футболистам и тренерам, а также совершает рекордные покупки.

К примеру, только перед стартом текущего сезона «Сити» выложил свыше 200 млн долл. за трансферы четырех новобранцев, тогда как киевское «Динамо» летом и зимой пополнялось преимущественно свободными агентами – игроками, чьи предыдущие договора с клубами либо истекли, либо были разорваны.

И хотя считается, что в футбол играют не деньги, согласитесь, несопоставимо больший бюджет «Сити» все же предоставляет ему какое-то преимущество в противостоянии с «Динамо». Безусловно, усердие и тактические заготовки порой позволяют небогатым командам сокращать отставание в классе, но если соперник ответственно подходит к игре, а этап 1/8 финала Лиги чемпионов – именно тот случай, тогда объективные факторы и определяют общий результат.

Словом, не случайно в решающие стадии крупнейших турниров, и не только на клубном уровне, год из года пробиваются представители наиболее развитых стран. Таково футбольное проявление математического закона больших чисел.

Не важно, является это чудом или нет. Главное – оно из разряда рукотворных.

ИЗ ГРЯЗИ – В СЭРЫ

Основанная не так давно – в 1992 году, английская Премьер-лига отнюдь не сразу ворвалась в пул миллиардеров. На каком-то этапе сливки старейшей в мире Футбольной лиги, чья родословная уходит корнями в 1888-й (лондонские газеты в тот год пестрили заголовками о Джеке-потрошителе), почувствовали тягу к переменам. Они и составили ядро АПЛ.

А до того, во второй половине 1980-х, местный футбол пережил жуткий кризис – хулиганы, беспорядки, поножовщина за пределами арен и на трибунах довели клубы Англии до изгнания из турниров УЕФА. И это после тотальной их гегемонии в Европе 1970-х – начала 1980-х…

Пятилетняя дисквалификация и подвигла Футбольную ассоциацию Англии и хозяев клубов произвести кардинальный футбольный ребрендинг. Во главу угла были поставлены комфорт и безопасность тогда еще не самой платежеспособной публики. Но посещаемость модернизированных стадионов на Туманном Альбионе постепенно росла, улучшались показатели билетной выручки. Эту волну и подхватила АПЛ, поставившая перед собой амбициозную цель – извлекать максимальную выгоду из нараставшего притока денег в футбол.

Вот как выглядели доходы от ТВ-трансляций на том этапе: в 1986 году два десятка клубов делили между собой 3,2 млн фунтов (4,5 млн долл.), в 1988-м – около 10 миллионов (15 млн долл.), тогда как первый же контракт АПЛ сгенерировал свыше 60 млн фунтов (96 млн долл.) за сезон. За два последующих десятилетия эта сумма выросла еще в 16 раз. Наконец, прошлогоднее соглашение в 30 раз превышает предложение 1992 года!

При этом ВВП на душу населения Великобритании за тот же период прирос «лишь» в 2,2 раза (с 20 105 до 44 118 долл. – данные МВФ). Таким образом, рост доходности английской Премьер-лиги значительно опережает темпы экономического развития страны, что стало возможным благодаря глобализации футбольного бизнеса. Что говорить, если на показе матчей своего чемпионата АПЛ зарабатывает сумму, достигающую 10% объема годового национального рынка рекламы!

БЕДНОСТЬ – НЕ ПРОРОК

Украинская Премьер-лига, по словам одного из недавних ее руководителей Петра Иванова, за последние шесть лет принесла клубам до 300 млн гривен. В пересчете даже по максимально выгодному для УПЛ курсу (по 8 грн за доллар США) – это 37,5 млн долл. или по 6,2–6,3 млн в год. То есть нечто среднее между кризисными английскими сборами 1986–1988 гг., когда АПЛ еще не существовало.

На мой взгляд, сопоставление вполне уместное, ибо в своем дореформенном виде УПЛ мало напоминала корпорацию. Ее деятельность лучше всего характеризовала фигура экс-главы лиги Виталия Данилова, до избрания на этот пост благополучно разорившего ФК «Харьков». Президентство в Премьер-лиге он на общественных началах совмещал с депутатством в Верховной Раде. Несколько последних лет его управление лигой, уже в качестве и.о., и вовсе оставалось номинальным – соперничавшие и не доверявшие друг другу клубы не могли собрать кворум для выборов альтернативного кандидата.

Понятно, это образование ничуть не напоминало бизнес-корпорацию АПЛ, владельцы которой – 20 клубов-акционеров наделены равным правом голоса по проведению соревнований и спонсорским контрактам (Футбольная ассоциация не вмешивается в повседневные операции АПЛ, имея право вето при выборах ее председателя и гендиректора, а также при голосовании по регламенту турнира).

Но 29 февраля долгожданная отставка президента УПЛ все-таки состоялась. Лигу возглавил Владимир Генинсон, в прошлом – директор по эксплуатации НСК «Олимпийский», исполнительный директор Федерации футбола Украины. Мотивированный и сфокусированный на решении бизнес-задач, он уже возвестил о предстоящем ребрендинге Премьер-лиги, которая к лету должна выйти на рынок с новым лицом и качественно иным коммерческим подходом.

Вопрос вопросов – каков нынче спрос на футбол в Украине? Четко сформулированного ответа на него пока нет, но телеканалы группы «Футбол» Рината Ахметова и «2+2» Игоря Коломойского уже обнародовали совместное предложение клубам на сезон 2016–2017 – 102 млн гривен с надеждой на увеличение выплат вдвое к сезону 2019–2020. Если прикидывать грубо, по текущему курсу, это от 4 млн до 8 млн долларов.

Да, не густо и судя по уже сделанным акцентам, Генинсон попытается эти цифры умножить. Озвученные им намерения – «в 6–8 раз» вряд ли сегодня подъемны для каналов, но в 2–3 раза увеличить начальное предложение, при условии создания клубами единого ТВ-пула, вполне возможно.

КУПИЛ? ПРОДАЙ!

Что все это значит для чемпионата страны со слабой экономикой и довольно низким уровнем платежеспособности публики?

По самым скромным прикидкам (официальной статистики на сей счет не существует), в тучные 2010–2013 годы совокупные расходы клубов украинской Премьер-лиги достигали 500 млн долл. за сезон. Бюджет свыше 100 млн долл. легко позволял себе «Шахтер». «Динамо», «Металлист» и «Днепр» до него не дотягивали, но и они на троих легко проглатывали до 200 млн долл. ежегодно. Еще такую же сумму проедали другие клубы УПЛ с командами первого и второго дивизионов. Вот так и набегало полмиллиарда. Ныне, к слову, траты сократились вчетверо!

Какую долю из этих баснословных (по украинским меркам) расходов клубам удавалось погашать?

К примеру, в сезоне 2012–2013 продажа-аренда футболистов за рубеж принесла им 150–160 млн долл., еще около 40 млн составили выплаты УЕФА за участие «Шахтера», «Динамо», «Металлиста» и «Днепра» в еврокубках. Другие источники доходов? Зрители – 239 матчей Премьер-лиги посетили 3 005 377 человек. При средней стоимости входного билета 40–60 грн (5–8 долл.), это от силы 15–25 млн долл. на всех. Телевидение, как мы помним, добавляло еще до 6–9 млн долл. Плюс спонсоры, атрибутика, клубные магазины и прочий мерчандайзинг, включая фастфуды – там, где он были…

Кто компенсировал еще 240–260 миллионов долларов?

Разумеется, владельцы клубов – самые состоятельные бизнесмены страны, в ту пору не относившие части этой суммы к неприемлемым для себя расходам. Зато теперь, когда ВВП на душу населения в Украине за два года схлопнулся почти наполовину (с 3900 до 2109 долл. – данные МВФ за октябрь 2015 г.), а бизнес-риски возросли, они тут же оптимизировались.

Даже наши ведущие клубы из покупателей превратились в продавцов, готовых расстаться с любым игроком, на которого появился выгодный спрос. Распродан великолепный «Черноморец», два года назад совершивший исторический прорыв в весеннюю стадию еврокубков. Нет в Днепропетровске половины состава «Днепра», год назад игравшего в варшавском финале Лиги Европы…

В сборную Украины, за которую все мы будем переживать на Евро-2016, в начале отборочного цикла приезжал лишь один легионер – Анатолий Тимощук. А на турнир во Францию значительная часть команды Михаила Фоменко уже съедется из зарубежных лиг. И это еще не предел, тренд на исход игроков из УПЛ имеет долгосрочную перспективу.

ЧЕРЕЗ ТРЕНИНГ – К ЗВЕЗДАМ

В таком случае, где может быть нащупано дно чемпионата Украины? За неимением каких-либо обоснованных расчетов прибегнем вновь к сопоставлению возможностей лучших клубов Англии и Украины – «Манчестер Сити» и того же «Динамо». Коэффициент преломления их экономических потенциалов вывести несложно – хотя бы из ВВП на душу населения-болельщика.

Уступая 21-кратно британцам (44 118 долл. против 2109), мы, как страна, пока не в состоянии содержать чрезмерно дорогие футбольные команды. И если «Сити» позволяет себе бюджет в 400–450 млн долл., то «Динамо» или «Шахтер» должны учиться выживать на уровне 20–25 млн долл. (а середняки УПЛ – укладываться в 4–10 млн долл. за сезон). Что на самом деле достижимо, учитывая солидные призовые УЕФА.

Вот, киевляне в Лиге чемпионов 2015–2016 искомую сумму заработали. А «Шахтер», с учетом продажи в Китай лучшего бомбардира Алекса Тейшейры (55 млн долл.), получил еще больше. Разумеется, звездный трансфер созревает не каждый год, но и продажа игроков калибром пониже позволяет наращивать клубные сметы. И тот, кто больше преуспеет в подготовке талантов, очевидно, получит преимущество в долгосрочной перспективе.

Я думаю, решение именно этой задачи, наряду с борьбой за спортивный результат, в обозримом будущем и будет вменено в обязанности тренерам профессиональных клубов Украины. Функция Премьер-лиги и ПФЛ, объединившей команды первого и второго дивизионов, – упорядочить, упаковать этот процесс для его постепенного превращения в доходный бизнес. Потеряв как минимум 10 лет, наш футбол просто обязан вернуться с небес на землю и вместе со страной закатать рукава.

Иначе «Манчестер Сити» улетит навсегда и безвозвратно.