Збірна України: Покоління негероїв

Збірна України 7 Липня, 13:07 511
Збірна України: Покоління негероїв | 19-27
Оглядач «СЭ» - про те, чому наші футболісти виявилися зайвими на святі життя, що завершується цього тижня у Франції.

(Публікується мовою оригіналу)

ПОТЕРЯННАЯ ПЯТИЛЕТКА

Наблюдая за играми нашей сборной на чемпионате Европы, не мог отделаться от устойчивого ощущения дежавю.

Такое, скажете вы, происходит с нами в среднем каждые два или четыре года. Нет-нет, тут ситуация особая. В конце концов, наша команда наконец-то миновала отборочный цикл и попала в финальную стадию крупного турнира. Стало быть, и ассоциации должны соответствовать ставкам. Тщетно, словно человек, который тонет во сне и пытается дотянуться до ускользающего весла, я пытался нащупать эту странную, не перестающую мучить меня аналогию. Пока в один ужасный день на глаза не попалось фото нашей сборной после матча с поляками.

Объектив выхватил лица буквально нескольких футболистов. И я понял, что то же уже происходило - не просто с украинской командой в финальной части чемпионата Европы, а с теми же самыми людьми!

Это было ровно пять лет назад…

Лето 2011-го. Молодежный чемпионат Европы в Дании. Чтобы не быть голословными, откроем заявку Украины - и увидим там Бойко, Бутко, Ракицкого, Степаненко, Гармаша, Ярмоленко, Коноплянку и Зозулю… Вы не поверите, но в той сборной были не попавшие в нынешнюю в самый последний момент Селин и Кравец. А еще - претендовавшие на это Каниболоцкий, Путивцев, Кривцов и Федорчук.

Те же лица, только в профиль.

Само собой, костяк очень многих молодежек того времени составили игроки, выполнившие за прошедшую с тех пор пятилетку план по попаданию в основные сборные своих стран. У Германии тон задавали Хуммельс, Хеведес, Боатенг, Шюррле и Мюллер, у России - Дзюба, Смолов, Кокорин и Мамаев, у Хорватии - Ракитич, Калинич и Перишич, у Уэльса - Рэмзи, Аллен и Робсон-Кану, у Польши - Глик и Росицки, у Армении - настрелявший шесть голов за цикл Мхитарян.

Но Украина в том отборе пошла дальше многих, не проиграв ни одного матча и обойдя Бельгию и Францию! В этой команде не было явного лидера: во французском Геньоне при счете 0:2 дублем разродился Чеснаков, а в бельгийском Сент-Трейдене - оба мяча забил Голодюк. С Мальтой в Та`Кали наши мучились до 88-й минуты, зато потом Ракицкий, Ярмоленко и Федорчук забили три.

Наконец, словенцам на «Арене Петрол» в Целе забивали Морозюк и… забытый уже многими Лугачев, приезжавший в молодежку игроком «Спартака» и закончивший пока выступать… в «Колосе» из Ковалевки.

В стыковых матчах наши попали на Голландию. Неожиданно победили в Роттердаме - 3:1 (Кривцов-2, Коноплянка), после чего едва не потеряли все, проиграв 0:2 на «Динамо».

Тем не менее, на сам финальный турнир Украина ехала в ранге одного из фаворитов. Большинству игроков было 22-23 года: по возрасту наша команда была одной из самых зрелых. Кравец, Степаненко, Ярмоленко, Коноплянка и Ракицкий уже числились игроками первой сборной, причем, фамилии трех последних значились в шорт-листах скаутов многих европейских клубов. Вскоре первые вызовы в национальную команду получат Бутко, Селин, Гармаш и Зозуля.

Наконец, тренер той команды Павел Яковенко считался признанным специалистом по части достижения результата максимально прагматичными средствами (вам это кого-то напоминает?). В уме от этой молодежки ждали, по меньшей мере, путевки на Игры, а на деле - вышел пшик. Гора родила мышь. Ноль побед, один гол (его автором стал покойный Максим Иванович Белый), удаление Гармаша, а также незабитый Коноплянкой пенальти в матче с Испанией. И главное - очень бледная игра, отсутствие лидеров на поле и в раздевалке.

Украина покинула чемпионат одной из первых, в то время как Белоруссия, чьими вожаками считались скитающийся по динамовским арендам Воронков и мало кому известный тогда Сиваков, стала третьей, завоевав путевку на лондонскую Олимпиаду.

Тогда казалось, что это не более чем случайность и что лучшие времена этих парней еще впереди - на более высоком уровне. Увы, пять лет спустя мы констатируем, что «золотое», как его называли, поколение рискует войти в историю в качестве потерянного.

СДАЕТСЯ, ЭТО БЫЛА НЕ КОМЕДИЯ

Недавно мне попалась забавная книженция: «Скрытые инструменты комедии». Автор, наиболее востребованный в мире эксперт этого жанра Стив Каплан (это его ученики создали сериалы, на основе которых написали «Ворониных» и «Не родись красивой»), разбирает комедийное начало сценариев на атомы и молекулы. Каплан выводит алгоритмы смешного так, будто речь идет о простейших математических уравнениях или химических реакциях.

Вот вам одна, самая главная формула: «Комедия - это история об обыкновенном парне, который борется с непреодолимыми сложностями без многих практических навыков и средств, необходимых для победы, и при этом никогда не теряет надежды».

Главный инструмент комедии - тот самый обыкновенный парень, который делает нужное для победы, не боясь выглядеть при этом идиотом. Тот обаятельный неудачник, который ошарашен в большей степени, нежели красноречив. Франсуа Перен из «Игрушки». Майкл Дорси из «Тутси». Агент Джонни Инглиш, живущий по принципу «Не знаю страха, не знаю упрека, вообще ничего не знаю…»

Каплан называет этого парня «Негерой». Человек, который не обладает сверхспособностями Человека-паука или Халка, но его желание победить приводит к успеху транзитом через сотни дурацких проколов. Такой человек не может не вызвать симпатии. Мы болеем за него до конца. В контексте Euro-2016 этот человек, скорее всего, валлиец или исландец. Негерой, который стал Героем.

Но комедия - это работа в команде, а не один смешной человек. И в этом плане сборная Украины могла бы стать неплохим создателем доброго, милого и забавного. Однако…

Нашим парням этот жанр чужд. Они слишком серьезны для того, чтобы позволить над собой смеяться. Они - профессиональные футболисты, которые играют в обеспеченных клубах, зарабатывают миллионы, ездят на шикарных автомобилях, отдыхают на далеких островах и обладают крепкой начальной базой для достижения успеха, но при этом делают все, чтобы… проиграть. И потому для Украины эта история не комична, а драматична и местами - даже абсурдна.

Перефразируя того же Каплана, в мире есть только два человеческих типа, которые выглядят вечно несчастными: поэты, актеры - приверженцы системы Станиславского и… болельщики сборной Украины. С одной маленькой разницей: третьи в отличие от первых страдать не хотят, но - вынуждены.

Драма помогает нам мечтать о том, какими мы могли бы стать, а комедия помогает нам жить такими, какими мы есть на самом деле. Поэтому мы драматизируем успехи Уэльса и Исландии. И проживаем каждый большой турнир как один сплошной «День Сурка». Являющийся, кстати, одной из любимейших комедий Стива Каплана.

Единственный способ сократить разрыв между ожиданиями и реальностью - перестать видеть героев в тех, кто пока ими не является. Может, тогда поколение Негероев сможет заставить нас весело рассмеяться, а не стыдливо переключать футбольный канал на Discovery.

Там, по крайней мере, никто не пытается выглядеть лучше, чем он есть.

Михаил СПИВАКОВСКИЙ