Як у Києві «Воротаря» знімали

Динамо Київ 11 Серпня, 12:47 883
Як у Києві «Воротаря» знімали | 19-27
80 років тому футболісти київського «Динамо» відмовилися від поїздки в Московську область на кубковий матч заради зйомок у художньому фільмі.

(Публікується мовою оригіналу)

80 лет назад футболисты киевского «Динамо» отказались от поездки в Московскую область на кубковый матч ради съемок в художественном фильме.

В 1936 году был проведен первый чемпионат СССР. Тогда же был разыгран и первый Кубок советской страны. Около сотни команд со всех концов «единого и могучего» (между прочим, эти ставшие после крылатым слова еще не были написаны, а гимном Советского Союза был «Интернационал») собирались принять в нем участие.

ТРИ ДЕСЯТКА КОМАНД ИЗ УКРАИНЫ!

Очень много пришло заявок от команд из Украины - начиная от второго призера первого чемпионата страны киевского «Динамо» до скромных сельских тружеников из колхоза имени Чапаева Золотоношского района тогда еще Киевской области.

Сразу уточню - это не та Чапаевка, где находится база «Динамо». Та веяниями времени, слившись с городом, канула в Лету, оставив память о себе разве что в названии авторынка, автосервиса и автобусной остановки. Да еще в протоколах премьер-лиги сохранилась… А «кубковая» Чапаевка, где в 1936-м построили стадион на 5 тысяч, обошедшийся в 112 тысяч колхозных рублей, ныне уже Благодатное. И транспарант тех лет «Жити стало краще, товариші. Жити стало веселiше!» уже не актуален…

Оглашаю весь список украинских команд, замахнувшихся на Кубок. Киев, за два года до того вернувший себе столичный статус, выставил «Динамо», «Локомотив», «Арсенал», «Большевик», «Спартак» и «Вымпел»; Харьков - «Динамо», «Локомотив», ХТЗ, Электромеханический завод, Паровозостроительный завод и «Серп и молот»; Днепропетровск - «Динамо», «Локомотив», Завод имени Дзержинского, «Петровец» (завода имени Петровского) и «Сталь» (завода имени Ленина); Сталино - «Стахановец»; Одесса - «Динамо» и «КинАп»; Запорожье - «Крылья Советов»; Кривой Рог - «Динамо» и «Горняк»; Мариуполь - завод имени Ильича; Макеевка - завод имени Кирова; Николаев - завод имени Марти; Константиновка - завод имени Фрунзе; Кадиевка - «Стахановец»; Барановка из Житомирской области - Фарфоровый завод. Наконец, команда из Чапаевки - единственная на весь Союз представляла крестьян.

Три десятка наших команд! Сыграли, правда, не все. Это чапаевцам было просто - всего-то принять московский «Серп и Молот» - 11-ю по рангу команду страны. Да, проиграли - 0:15, зато настоящих мастеров увидели во главе с Григорием Федотовым. А вот криворожский «Горняк» не пожелал ехать в гости к команде из подмосковного Ногинска. И киевские динамовцы отказались отправиться в те же края - в Егорьевск к тамошнему клубу «Знамя Труда». Не исключено, что последовали примеру «старших братьев» - динамовцев московских, не посчитавших нужным заехать в Кадиевку - родину самого Стаханова, поняв, что им за это ничего не будет. Но это уже размышления о последствиях. На деле же имеем реальную альтернативу - участие в турнире с непонятным еще статусом, или съемки в кино, в которые уже втянулись, и в которых сдружились с группой настолько, что прерывать сотрудничество категорически не хотелось.

Да, как раз летом 1936 года в Киеве проходили съемки легко воспринимаемой и по сей день кинокомедии «Вратарь» (мне кажется, что из той эпохи только комедии смотреть и можно - кроме «Вратаря» - «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», хотя кто-то и «Детей капитана Гранта» вспомнит, и «Трактористов», и «Большую жизнь»…)

Тоже пропаганда, конечно, но качественная. С потрясающими песнями на музыку Исаака Дунаевского и стихи Василия Лебедева-Кумача. Ну, кто не знает «Эй, вратарь, готовься к бою! Часовым ты поставлен у ворот!»?

«ВРАТАРЬ РЕСПУБЛИКИ» ПОЯВИЛСЯ ПОЗЖЕ

Вряд ли возможно точно сказать, как, где, когда и у кого родился замысел снять такой фильм. Говорят иногда, что режиссер Семен Тимошенко экранизировал книгу Льва Кассиля «Вратарь республики». Не совсем так. В куда более серьезной и идеологически выдержанной книге обаятельный Карасик, блистательно исполненный в кино мхатовцем Анатолием Горюновым, и не инженер вовсе, а журналист, и любовные линии прописаны не так, как в фильме. А главное - «Вратарь республики» увидел свет только в 1937 году на страницах «Пионерской правды», а фильм вышел на экраны в конце 1936-го. Хотя, действительно, работу над книгой Кассиль начал, пожалуй, раньше, чем над сценарием, написанным в содружестве с Лазарем Юдиным.

Существует версия, что идея написания и того, и другого появилась у Кассиля под впечатлением увиденного в матче сборных СССР и Турции в 1934 году в Москве и нескольких игр в 1935-м в Турции. От первого фильму и книге достались имя главного героя Антона Кандидова (ворота сборной защищал киевлян Антон Идзковский) и высадка команды на поле на парашютах (в 1934-м это проделал реальный безбилетник). От поездки в Турцию - рассказ «Пекины бутсы». Но главное - взгляд на «буржуазный» футбол, благодаря которому и родилась, так сказать, «лучшая команда Запада» - «Клуб Черных Буйволов». Или просто «Черные Буйволы». А на табло - так и вовсе «Буйволы».

СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА - НОВЕНЬКИЙ «ДИНАМО»

Первоначально фильм, события в котором по сценарию, в основном, проходят в Москве, «Ленфильм» планировал снимать в Ленинграде. Но облачное ленинградское лето способствовало переносу съемок в солнечный Киев. Кстати, и артиста на роль Антона Кандидова там отыскали. Красивая легенда утверждает, что Григория Плужника режиссер Семен Тимошенко нашел совершенно случайно, увидев, как на какой-то днепровской пристани ловкий русоволосый парень принимает с баржи арбузы и перебрасывает их дальше. Мол, только после выяснилось, что этот уроженец Херсонщины не понаслышке знающий, как работать с бахчевыми культурами, еще и профессиональный актер.

Киевляне с удовольствием предоставили для съемок новехонький, построенный в 1933 году стадион «Динамо». Мало кто знает, что изначально главный вход на него был совсем не там, где сейчас, а с Петровской аллеи (на всякий случай: в честь Петра I названа, а не в честь того самого Григория Петровского, памятник которому еще недавно стоял в начале улицы. Забавно: аллея имени Петра упирается в улицу Грушевского, продолжением которой является улица Мазепы…). Там сейчас въезд на стадион и служебный вход. Только в 1936 году, через два года после переезда столицы в Киев, стадион обзавелся колоннадой, ставшей его визитной карточкой.

Она тоже пару раз попадает в фильме в кадр - перед матчами «Торпедо» - «Гидраэр» и СССР - «Черные буйволы». Но только не вся, а лишь ее верхняя часть. Оба раза зазывающие на игру афиши размещены так, чтобы не была видна надпись на колоннаде: «Стадион «Динамо» имени Балицкого». Всеволод Балицкий - это руководитель ГПУ УССР. В 1937-м его как врага народа расстреляли, и стадион получил имя его московского начальника Николая Ежова. Вскоре и он отправился вслед за Балицким. Но не политическая прозорливость вела создателей фильма - столь понятная привязка к Киеву была бы ни к чему.

А на «Динамо», кстати, очень многое сохранилось. И тоннель, из которого выбегают футболисты (только при последней реконструкции соорудили новую дорогу к раздевалкам), и главный выход с трибун по направлению с Крещатику, и запасной - к склонам Днепра, и буйная растительность по периметру… А еще - лестница за оградой стадиона, ведущая из Первомайского парка (ныне Городской сад) к главному входу, по которой со стадиона сбегает удаленный с поля Кандидов. Это ж надо было сначала подняться… А вот навес над частью главной трибуны не сохранился. И «ракушка» для оркестра на трибуне напротив тоже…

ПРОФИ НА ПОЛЕ - ПРОФИ В КИНО

Съемки начались, и нужно сказать, что динамовцы потрудились на славу. Подробности - рядом в отрывке из книги «В игре и вне игры» исполнителя эпизодической роли капитана сборной СССР Константина Щегоцкого, сыгравшего рукой в штрафной площадке (пенальти не реализовал игрок «Черных буйволов» в исполнении Ивана Кузьменко). Антон Идзковский даже две ставки получал - актерскую (сыграл вратаря «Черных буйволов» и, можно сказать, тренерскую - учил Григория Плужника вратарскому искусству). Даже молодой администратор «Динамо» Рафаил Фельдштейн был задействован в команде «Буйволов». Форма, кстати, у соперника сборной потрясающая. Особенно, у капитана с его шикарными наколенниками. Костюмеры «Гладиатора» обзавидуются.

Футбольные кадры «Вратаря» - одни из лучших в советском спортивном кинематографе. Что и говорить, видно было, что на поле - профессионалы. Хотя поле, честно говоря, не ахти. Возможно, даже на упомянутом выше колхозном стадионе получше было. Однако же ни «огород», ни тяжелый, особенно в дождливую погоду, шнурованный мяч, ни бутсы, больше напоминающие ботинки, не мешали футболистам демонстрировать недюжинную технику. И головами мяч в воздухе перепасовывают, не опуская на землю, и «квадрат» три против одного «на носовом платке» разыгрывают - дай Бог нынешнему составу. Режиссерские издержки, конечно, есть (нельзя же, к примеру, бежать к воротам метров 200), но не забываем, что создатели фильма были первопроходцами в своем жанре, и жанр этот - спортивная комедия. Хотя, по большому счету, не о футболе, а о том, что плохо «отрываться от коллектива».

МОСКВА ЗАКЛЕЙМИЛА ПОЗОРОМ

Отказ динамовцев от поездки в Егорьевск был воспринят в Москве негативно. Центральная пресса возмущалась. 28 июля 1936 года в заметке «Спортивное чванство», некий Гр. Коль писал:

«... 24 июля футболисты киевского «Динамо» должны были выехать в г. Егорьевск и сыграть там матч с командой текстильщиков спортивного общества «Красное знамя». В назначенный срок матч не состоялся: его перенесли на 28 июля. В Егорьевске все с нетерпением ждут матча. Но неожиданно Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта получил от киевского «Динамо» телеграмму с отказом ехать в Егорьевск. Мотивируя отказ, киевляне ссылаются на болезнь своих игроков. Доводы киевлян не выдерживают никакой критики: в составе их команды имеется немало игроков, которые могли заменить заболевших.

Да и больны ли киевские игроки? Это вызывает большие сомнения. По полученным сведениям, киевляне были согласны играть с егорьевцами, но только при условии, что матч состоится в Киеве.

Отказ футболистов киевского «Динамо» ехать в Егорьевск является ярким примером спортивного чванства. Надо надеяться, что Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта займется выяснением этого случая, столь необычного в нашей спортивной жизни».

Через день присоединился «Красный спорт»: «...Розыгрыш Кубка СССР, происходящий в 40 городах, привлекает внимание широчайших масс трудящихся. Тем более непонятна недисциплинированность отдельных команд, срывающих это интересное спортивное мероприятие. В первом круге отказалось от участия 6 команд, во втором - еще 5... Особо надо отметить отказ от участия в Кубке СССР команды киевского «Динамо», мотивированный болезнью игроков. Но ведь заявлено киевлянами не одиннадцать футболистов, а почти вдвое больше. Неужели заболели все?

Во Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта нам сообщили, что т. Харченко затребовал объяснение от руководства киевского «Динамо». В ближайшие дни Всесоюзным комитетом будет вынесено решение об отказе киевлян».

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИСКЛЮЧИВШИХСЯ

«Ближайшего времени» пришлось ждать две недели, и, наконец, 13 августа «Красный спорт» уведомил читателей:

«...Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта принято решение о киевском «Динамо», отказавшемся от участия в розыгрыше Кубка СССР. Команда киевского «Динамо» исключена из числа участников Кубка СССР и обязана до 1 сентября с. г. провести товарищеский матч в г. Егорьевске (Московская обл.) с командой «Красное знамя».

Динамовцы предписание выполнили в полном соответствии с буквой закона. 31 августа посетили Егорьевск и накидали там местной команде 12 безответных мячей. И московские динамовцы в Кадиевке - будущем Стаханове побывали! Вот только оказались более миролюбивыми, сыграв - 1:1.