«Лобаниада»
Валерия Васильевича Лобановского нет с нами уже более 14 лет, но интерес к личности такого масштаба не ослабевает, и это закономерно. Почему? Ответ, на первый взгляд, очевиден. Он – Победитель как спортсмен, как наставник, как новатор, как психолог. Согласитесь, что подобных характеристик в нашей стране заслуживает не такое уж большое количество людей.
Авторы новой ленты о Тренере – опытный журналист и кинематографист Сергей Полховский, его молодые соавторы: продюсер Дмитрий Симонов, режиссер Антон Азаров и другие члены творческой группы – прекрасно знали, что они вовсе не первые в мире неигрового кино, кто берется за эту тему. Обращаю внимание: речь идет о полнометражном фильме-портрете, а не о картине на тему спорта, где Лобановский – лишь один из героев. Таких лент на порядок больше.
В 1980-е годы режиссер Юрий Ткаченко снял «Лобановский. Размышления о футболе», а Алексей Габрилович замахнулся на полнометражную дилогию о двух звездных тренерах той поры на фоне памятного многолетнего противостояния возглавляемых ими команд: «Спартак» и киевское «Динамо» – о Константине Бескове и Валерии Лобановском. В силу организационных причин серия этой дилогии «Железный Лобановский» не сложилась, но многие отснятые для нее кадры вошли в первую часть «Невозможный Бесков», и этот фильм, несмотря на его солидный почти 30-летний возраст, с интересом смотрят до сих пор.
Уже буквально через месяц после кончины Мэтра мы с Алексеем Андроновым смонтировали фильм «75 минут с Валерием Лобановским», а еще спустя 6 лет именитый режиссер Вахтанг Микеладзе выпустил «Планету Лобановского».
Четыре эпохи Лобановского
Логичный вопрос: почему авторы обозреваемого фильма решились на вроде далеко не пионерское поднятие темы? На мой взгляд, ответ в том, что создатели ленты «Лобановский навсегда» искали те пласты, которые не были подняты раньше. Портрет столь незаурядной личности на фоне времени, точнее, на фоне разных эпох. И это отнюдь не преувеличение. Ведь наша новейшая история – а лента захватывает практически полвека – от начинающего футболиста Валерки Лобана (Рыжего, Балерины) до кончины Мэтра (Полковника, ВВЛ) в мае 2002-го – это слом разных эпох. И оттепель конца 1950-х – начала 1960-х при Хрущеве; и расцвет застоя при Брежневе; и заболтанную Горбачевым перестройку; и разрушение колосса на глиняных ногах – империи «на одной шестой планеты»; и годы независимости Украины.
Формально никакой политики в фильме нет, он выстроен в соответствии с вехами футбольной жизни Валерия Васильевича. Таких эпох было четыре:
– Лобан-футболист. Радости побед и горечи поражений;
– Лобановский – начинающий тренер и его совместный триумф в тандеме с Олегом Базилевичем в 1975 году. То «Динамо» – Команда звезд;
– Лобановский – признанный в мире наставник и его триумфы с киевской командой в 1986 году и сборной СССР в 1988 году, «Динамо»-86 – уже Команда-звезда;
– Возвращение Лобановского в Украину после работы за рубежом. Триумф «Динамо» в 1998-1999 годах.
Но фокус в том, что создатели картины четко показали портрет не только героя, но и страны, даже двух стран – СССР и Украины, чуткий зритель сходу ощутит дух разных времен.
Авторы не стесняются показать роль В.В. Щербицкого, других партийных руководителей УССР в создании благоприятной атмосферы для тренерской работы Лобановского, жизнедеятельности команды той поры. Конечно, Щербицкий был олицетворением своей эпохи. Но далеко не худшим олицетворением. Будучи страстным болельщиком, он не лез в тренерскую кухню, но содействовал всем организационным начинаниям, необходимым для жизнедеятельности команды, для усиления мотивации футболистов.
Что греха таить, в советскую пору всеобщего дефицита у игроков в отличие от большинства народа намного легче решались все бытовые проблемы: от получения квартир и автомобилей до покупки одежды и питания в «спецмагазинах-распределителях». Лично для Лобановского быт – мелочевка.
Мало кто сейчас знает, в чем заключалась помощь Щербицкого именно ему. Чем больше было тренерских достижений у Валерия Васильевича на футбольных полях, тем больше его ненавидели начальники разных уровней, особенно в Москве. Тем более с учетом того, что ВВЛ не прогибался перед ними. Но буквально животный страх сих чиновников перед статусом Щербицкого в партийной иерархии ЦК КПСС давал Тренеру возможность работать, не озираясь на этих коммунистических бонз, строить новую команду.
Давал такую возможность, но не всегда. Спорт по определению не складывается только из побед. Команды Лобановского тоже проваливались в турнирном плане. И Лобановский получал свою немалую дозу тумаков, подножек, увольнений даже с драконовскими формулировками о запрете работать со сборными дружинами. В фильме обо всем этом честно говорится.
Кто говорит?
В картине «Лобановский навсегда» полтора десятка героев, или, как нынче принято называть, спикеров. К такому новомодному определению я, признаюсь откровенно, не могу и не хочу привыкать. Как и к словосочетанию «презентация фильма». Презентация – это из другой планеты: бизнеса, торговли. Кинематограф – не только производство, но прежде всего искусство. А в искусстве веками царствовало иное определение – премьера… Но это так, лирика. Вернемся к разбираемой ленте.
В таком огромном количестве героев – известные украинские и зарубежные специалисты: футболисты и тренеры Олег Блохин, Андрей Шевченко, Мишель Платини, Карло Анчелотти, Алексей Михайличенко; государственный деятель Леонид Кравчук; футбольные управленцы Григорий и Игорь Суркисы; футбольные журналисты Артем Франков, Алексей Андронов, Жан Ферран, Бернар Лионс и другие. Знание предмета этими героями полностью раскрывает поднятую проблематику, а их авторитет в футболе вызывает доверие аудитории.
Фильм и телепередача
Странная, на первый взгляд, грань темы. Между тем, она весьма актуальна. Как ни прискорбно, большинство зрительской аудитории не представляет себе, в чем разница между этими экранными продуктами.
Телепередача – журналистика, там само событие, его исследование должны быть преподнесены читателю, слушателю, зрителю без всяких украшательств, а тем более «артхаузности». Фильм – искусство, его создатели должны искать образность. Что такое образ? Умение в малом показать большое. Отсюда всякие режиссерские ходы, приемы, поиски. Не вранье, а именно образность.
Так, в «Лобановском навсегда» появляется несколько загадочный образ виолончелиста… на поле стадиона с пустыми трибунами. Я себе представил одно благодаря этому образу, другой увидит другое. Это нормально, т.к. такой режиссерский прием к нашей логике восприятия на экране подключает еще и фантазию. Представьте себе подобный ход в информационной или аналитической телепередаче. Публика сочтет авторов безумцами и перестанет смотреть сей «шедевр».
Поэтому, когда вы видите титр «фильм», а на экране в основном «говорящая голова» автора, при этом герои фрагментарно мелькают где-то на задворках, не верьте: здесь Фильм и не ночевал. Увы, наш телеэкран «радует» подобными творениями сплошь и рядом.
Создатели этой картины вообще отказались от одного из главных инструментов неигрового кино – от дикторского, или, как принято говорить сейчас, от авторского текста. Герои сказали практически все нужное, что хотели донести до аудитории сами авторы. Зато последние сделали самое главное, самое трудное – сюжет ленты выстроили так драматургически грамотно, да еще в плотном темпоритме так четко, что зрителю все становится ясно.
Ведь сами понимаете, хоть с экрана слышен монолог героев, на съемочной площадке был полноценный диалог, минимум профессиональное развернутое интервью. Все тексты, все вопросы Сергея Полховского к героям, а именно он взял на себя роль интервьюера, безжалостно выброшены в корзину. Поверьте, любить свое произведение больше чем себя – исключение на современном экране.
Не имею права не отметить титаническую работу по поиску, отбору и режиссерскому подбору огромного массива архивной кино- и видеохроники. Вы удивитесь, но намного легче найти хронику, в т.ч. футбольную, 1950-х, 1960-х годов, чем конца 1980-х и начала 1990-х. Сам с этим неоднократно мучился. Причина проста: старая кинохроника вплоть до начала ХХ века есть в государственных киноархивах, а видеохроника времени перед обретением независимости и после ее утверждения – лихо размагничена в телецентрах либо украдена. Даже за «кэш» удается добыть далеко не все нужное.
Статья не безразмерная, поэтому о многом писать не стану. К примеру, о своеобразном чувстве юмора Лобановского. Многим казалось, что Полковник был мрачным, суровым человеком. Конечно, он не был экстравертом и подпускал к себе далеко не каждого журналиста. Но шутить умел и любил. По-своему, тонко, «по-английски». Фильм дает возможность убедиться в этом. Примеры не стану приводить. Посмотрите и убедитесь сами.
Что же главное в ленте «Лобановский навсегда»? В картине нет лакировки героя, он не ангел, он сложный. Вплоть до шекспировской глубины сложности характера. Это не моя придумка. Создатели в разговорах как бы невзначай несколько раз упоминали «нашего дорогого Вильяма» чуть ли не в евстигнеевской тональности из «Берегись автомобиля». Тем интереснее Лобановский, тем интереснее фильм.
Судьба фильма в будущем
Продюсер Дмитрий Симонов – профессионал. Грамотно раскручивалась и раскручивается прокатная дорожная карта картины. У ленты есть свой качественный сайт, издавались проспекты, в интернет запущены трейлеры. Фильм уже отмечен на Международном фестивале документального кино в английском Шеффилде, отобран в конкурсные программы фестивалей в Монреале и Милане.
О последнем подробнее. У нас далеко не все знают, что существует Международная федерация спортивного кино и ТВ (FICTS) – коллективный член Международного олимпийского комитета. Под эгидой FICTS ежегодно проходят 16(!) международных фестивалей, посвященных людям и проблемам спорта. И в Барселоне, и в Пекине, и в Лос-Анджелесе, и в Рио-де-Жанейро и… еще, и еще. Так вот, если в игровом кино планеты фестиваль №1 в Каннах, а с ним соревнуются такие же престижные кинофорумы в Венеции и в Берлине, то в спортивном кино- и телемире фестиваль-лидер как раз в Милане. Пожелаем же успеха «Лобановскому навсегда» на кинофоруме в столице Ломбардии 16-21 ноября 2016 года.
Производство самого фильма было отнюдь не легкой прогулкой, оттого оно и продолжалось около двух лет. А за это время некоторые герои изменили свой статус. Тот же Карло Анчелотти давно уже тренер «Баварии», а в фильме он в тренировочном костюме «Реала», и снимали его в Мадриде. А Платини сейчас не снимешь в Швейцарии, в штаб-квартире УЕФА. Но эти трудности в прошлом.
Странно другое: такой яркий фильм не заинтересовал украинские телеканалы. Даже специализированный канал «Футбол». Не сошлись по финансам, по идеологии представленных героев? Не знаю. Но сожалею. Не уверен, что полуразрушенная система украинского кинопроката способна ознакомить много зрителей с сильной творческой работой. Вдвойне сожалею!
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!