Чому новий фільм про Лобановського - крутий

Динамо Київ 1 Грудня, 12:05 821
Чому новий фільм про Лобановського - крутий | 19-27
Про фільм, який сьогодні надійде в прокат, і його нарешті зможе побачити широка публіка.

(Публікується мовою оригіналу)

Темный экран. Титры с названиями компаний-создательниц фильма. Фигура виолончелиста (заслуженный артист Украины Иван Кучер), который выходит в центр стадиона «Динамо». Аллюзия первого порядка проста и понятна: когда-то так же выходили на поле команды главного героя фильма – чтобы дать концерт для десятков тысяч зрителей. Из тьмы (первой лиги, серебряных медалей, вылетов от ксамаксов) к свету – типичный путь для команд Лобановского.

А еще есть аллюзия второго порядка, которую, возможно, не закладывали и сами создатели картины. Этот изначальный показ, первым кадром, серьезного классического музыканта – анонс серьезного классического документального кино. Какое в Украине делают очень нечасто, а о спорте – и того реже. Фаны могли видеть хорошие, качественные проекты от каналов, но сравнивать их с документальной картиной сложно.

И дело не только в размере, хотя, конечно, он имеет значение – документалку полтора с хвостиком часа (все по классике, 90 минут + 3 добавленных) может позволить себе снять не каждый канал. Все, что выходило до этого времени о Валерии Васильевиче, несло на себе отпечаток общего штампа: родился, жил, добился, умер. В этом плане повествование мало чем отличалось от того, что может создать студент киношного вуза об условных Платоне или Марке Аврелии.

Лучшее из того, что было доселе – работа Андронова и Случевского «75 минут с Лобановским» – стало таковым прежде всего за счет того, что там было максимум тренера и отсутствовали авторы. Большое интервью с мэтром лучше попыток журналистов объяснить рецепт успеха. Особенно, если мэтр настолько закрыт для постороннего мира. Но с той поры прошло 14 лет, за которые полноценной картины о ВВЛ мы так и не дождались.

Второе, что выделяет свежий фильм – режиссер «Лобановского» Антон Азаров отказался от попыток дидактики. В его работе нет закадрового текста, этого спасательного круга, который так любят кидать зрителю не слишком уверенные в себе (и этом самом зрителе) авторы. Мы видим череду рассказов, поток информации, из которого каждый может вытащить для себя что-то интересное. То, что люди привыкли делать в 2016 году – от подписок в твиттере до новой ленты Tribuna.com.

Каждый сам решает, что ему интереснее и на чем акцентировать внимание. Хочешь – вот тебе Жак Ферран, легенда France Football, вручавший «Золотой мяч» Блохину. Хочешь – откровения от Блохина, что он подражал Круиффу. Хочешь – кадры хроники с безвестными девушками, приехавшими на игру «Динамо» из Кировограда и споры мужчин у стадиона, выиграет ли «Динамо» 5:1 или ограничится скромными 2:0.

Визуализированная Википедия, в том ее формате, когда проводятся тематические недели и каждый вносит свою лепту в улучшение массива информации по заданной теме. Но, в отличие от Википедии, здесь не приходится ждать раздела «Интересные факты», интересно действительно все в двух десятках «статей»-интервью. Стримовый поток очень направлен – ты видишь атрибуты жизни великого тренера, откровений от членов семьи нет (единственный родственник на фильм – не Лобановского, а Базилевича, за болеющего соратника ВВЛ интервью дал его сын).

Но среди этого нагромождения информации все равно есть моменты, которые не просто запоминаются, а делают фильм трогательным. Для меня таким стал кадр с Михайличенко, которого сняли у памятника учителю. Секундное молчание – и молчаливый поклон. В картине есть и реверансы Алексея Александровича в адрес Лобановского, и традиционные воспоминания в жанре «случай из жизни», но вот этот поклон – он выше любых слов.

При этом засилья патоки, от которой так страдало повествование большинства картин про лучшего тренера в истории Украины, почти нет. Зритель слышит и о странных матчах, и жалобы игроков на методы работы, благодаря которым игры казались футболистам оазисом передышки от тренировок, и про «выездную модель», и о том, что ангелов не бывает, вот Лобановский и пользовался условиями союзной системы. Той самой, правила работы которой знали все, но он был лучшим учеником. И сумел заглянуть за рамки, выйти из строя, коммунистического в том числе.

Он не умирает, не ждите кадров похорон, его увозит с запорожского стадиона скорая. Месседж картины, начиная с названия – мы живем в футбольном мире, где все еще реализуются идеи Лобановского. Не только его, но его – в том числе. Он словно еще строит планы, как в эпизоде с интервью Лобановского-игрока о больших планах на сезон-1963. Просто еще не знает, что тот сезон станет последним полноценным для него в «Динамо»...

Может, показаться, что фильм идеален. Нет, но в нем звучат слова людей, которые хорошо относились к Лобановскому все же. Можно, наверное, задуматься, что кому-то не нашлось места (вот Беланову, например) или иностранцев могло быть больше (но те, с кем договорились, достаточно статусные). Где-то хочется задать дополнительные вопросы (скажем, к Блохину – почему ВВЛ его так и не сделал капитаном команды, несмотря на всю декларируемую отдачу форварда), однако не факт, что их не задавали авторы фильма, но не получили ответа (по крайней мере, на камеру). Продукт вышел крепкий, а что есть куда расти – так мало кто обходится без этого.

«Лобановский навсегда» вряд ли ждет триумф в прокате (меньше трех десятков кинотеатров по всей стране). Но его ценность не в этом. Когда-то советские механики баловались, меняя местами катушки с пленкой к «Чапаеву», чтобы герой оставался живым в конце картины. С фильмом Азарова тот же эффект достигается без игр с бобинами.

Дмитрий Литвинов