(Публікується мовою оригіналу)
Журналисты в футбольных отчетах и репортажах, представляя состав команды на игру, начинают с вратаря, затем продолжают защитниками, хавами, а завершают форвардами. В своей серии «Первопроходцы» я также после тренеров начал с вратаря – Олега Макарова. Но сейчас нарушу традицию, продолжу полузащитником – Юрием Войновым. Это будет правильно. И вот почему.
ВОЙНОВ – ФУТБОЛИСТ
Настоящих звезд в истории киевского «Динамо» предостаточно. Но звездой международного класса в динамовском составе 1961 года был Юрий Войнов. Он же – хронологически пионер в когорте самых титулованных на международном уровне бело-синих игроков.
Из четырех советских и постсоветских футболистов – обладателей «Золотого мяча» – трое представляют Украину. Это Олег Блохин, Игорь Беланов и Андрей Шевченко. Бесспорный успех. Но «Голдболл» – индивидуальный приз. А футбол – игра коллективная. Так вот, первым и единственным обладателем Кубка Европы (с 1964 года этот титул у нас называется чемпионом континента) был и остается по сей день как раз Юрий Николаевич.
Кстати, он имел непосредственное отношение к решающему голу в финальном матче против югославов на парижском стадионе «Парк де Пренс» 10 июля 1960 года. Напомню, что в основное время соперники обменялись голами (Милан Галич, 43-я мин. и Слава Метревели, 49-я мин.). А потом начался тяжелейший экстра-тайм.
Справедливо предоставить слово самому Юрию Николаевичу: «В дополнительные 30 минут под непрекращающимся дождем мы боролись за каждый мяч, за каждый метр поля. В одной из атак югославов мне удалось отобрать мяч у Матуша и длинной передачей «запустить» в отрыв Месхи. Миша с фланга навесил мяч в штрафную, куда врывался Виктор Понедельник. Вратарь Видинич выскочил навстречу и уже было дотянулся до мяча, но Витя не зря славился умением играть головой – гол!».
Кубок Европы-1960 – вершина достижений Войнова. Но ведь до того, в 1958 году был и дебютный для сборной Союза чемпионат мира в Швеции. Там вместе с будущими чемпионами планеты – бразильцами – удалось выйти в плей-офф, оставив позади в группе неслабых англичан (понадобился дополнительный матч!) и австрийцев. Самого Войнова – единственного представителя СССР – включили в символическую сборную мира того первенства.
Юрий Николаевич, несомненно, обладал собственным футбольным стилем. Играя правого полузащитника, по-старому — «пятерку», мог нейтрализовать любую, самую звездную «десятку». Т.е. по традиции не просто «забойного» форварда, а именно умницу на поле. Вспомните, кто носил и носит в мировом футболе футболки с десятым номером: Пеле, Марадона, Месси. Именно в Швеции Войнов «закрыл» юное дарование, а затем «короля футбола» Пеле.
Мне кажется, что еще интереснее другая «дуэль», сейчас мало кому известная. В первой половине 50-х годов дружиной №1 на планете считалась сборная Венгрии. На родине ее иначе чем «Aranycsapat» («Золотая команда») не называли. Только по причине собственного пижонства мадьяры упустили золото ЧМ-1954. Выиграв в группе у немцев со счетом 8:3(!), в финале эти фавориты уступили им же – 2:3. Причем, вели – 2:0 – уже к 8-й минуте! В той «Золотой команде» все были звездами: от вратаря Дьюлы Грошича до левого края Золтана Цибора. Но абсолютным лидером и суперзвездой в этом составе справедливо считался великий Ференц Пушкаш.
Так вот, старейшины футбольной журналистики СССР, посвящая меня в ту давнюю историю, пеняли Войнову, что тот, дебютируя в сборной СССР, полностью «закрыл» гурманам того самого легендарного Пушкаша, не дал им насладиться мастерством венгра.
Еще о Войнове и легенде «Золотой команды», мадридского «Реала» и вообще мирового футбола Пушкаше. Мои собственные воспоминания. Судьба подарила мне встречу со знаменитым венгром весной 2001 года. Развернутое интервью для канувшего в лету «Футбольного обозрения» я снимал, именно сведя вместе великого мадьярского форварда с его персональным опекуном в матче сборных СССР и Венгрии Войновым
Оба героя интервью очень тепло встретились, с интересом смотрели черно-белую хронику того матча. Пушкаш очень весело реагировал на кадры, в которых было видно, как Войнов «не давал дышать» ему на поле. Юрий Николаевич все больше молчал. Только теперь я могу признаться, как эта тема давалась мне кроваво: Войнов всегда был знаменит своей скромностью и деликатностью, ему казалось, нехорошо обижать гостя такими, вероятно неприятными для того, воспоминаниями («закрыл» ведь). Поэтому он еле-еле уговорился на эту съемку.
Но Войнов был не только знатным разрушителем. Вместе со своим знаменитым партнером по полузащите Игорем Нетто он начинал организацию всех атак советской сборной. А еще у него был фирменный удар. С носка, «пыром», «со штыка» – как такой удар только не называли. Войновский удар был убойной силы, дальний, да по нижним углам ворот соперников. Владимир Маслаченко признавался, что для него как вратаря именно такие удары Войнова были очень опасными. «Ну и чем они заканчивались?» – однажды спросил я острослова Владимира Никитовича. «Ну, как чем? – удивился моей наивности Маслак, – мне аплодировали трибуны за то, что взял мяч от самого Войнова». И после паузы добавил: «Но чаще наша команда начинала игру с центра поля»…
Итак, первое чемпионство. В 60-61-м годах московское «Торпедо» и киевское «Динамо» прервали монополию «Спартака» и яшинского «Динамо» на борьбу за золотые медали. Это были два сезона удивительно красивого, умного футбола. С одной стороны, «Торпедо» Воронина, Маношина, Метревели, Иванова, Гусарова, Батанова под руководством Виктора Маслова (это через несколько лет «Дед» с триумфом три года подряд будет четко вести наше «Динамо» к золотым медалям). Против них «Динамо» Лобановского, Каневского, Базилевича, Трояновского, Бибы, Серебрянникова. А на капитанском мостике «наших» – одна из легенд послевоенной «команды» лейтенантов – Вячеслав Соловьев. Однако на поле бесспорным лидером бело-синих был Юрий Войнов.
Доказательство тому – старая хроника 1961 года. Перед старыми трибунами «Олимпийского», тогда еще 50-тысячника, Юрий Николаевич дает интервью. На кинокамеру. А вокруг него тогда еще молодые Лобановский, Биба, Сабо почтительно вслушиваются в каждого слово Вожака.
ВОЙНОВ – ТРЕНЕР И ФУТБОЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ
Через два года после первого чемпионства Юрий Николаевич повесит бутсы на гвоздь, попробует себя тренером. Здесь больших успехов не добьется. Увы. Работал все больше с украинскими региональными клубами. Из Николаева, Полтавы, даже Шепетовки. Правда, недолго в конце 60-х, начале 70-х годов возглавлял даже «Шахтер» и «Металлист», но те периоды не были «топовыми» для этих клубов. В середине 60-х вывел в Высшую лигу одесский «Черноморец». Именно там Войнов первым (!) протянет руку помощи Лобановскому, которого приехавший в Киев великий «Дед» Маслов поначалу уберет из основы, а затем и вовсе из команды. Как раз под руководством Войнова строптивый «Рыжий» играл за моряков. Юрий Николаевич помогал еще многим. И служа тренером, и в дальнейшем футбольным чиновником.
Помогал, но сам помощи не просил никогда. Не просил, когда наступили тяжелые для него и его семьи дни. С развалом СССР в футбольном хозяйстве Украины долгое время царили бесхозяйственность и анархия. Не в состоянии содержать себя и семью на нищенскую пенсию, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, СССР, после 60 годков идет в овощную лавку подсобником, разнорабочим.
28 сентября 1958 года. Первый матч в истории Кубка Европы. CCCР – Венгрия 3:1.
Пятый справа – Юрий ВОЙНОВ
Когда к рулю динамовского, а затем и украинского футбола пришли новые люди, они и помогли Войнову вернуться к любимому делу. В середине 90-х годов профессиональным футболом державы начала заниматься ПФЛ (ПЛ еще долго не было). Первый президент ПФЛ Украины Григорий Суркис пригласил в эту структуру Войнова. Работая главным инспектором украинского профессионального футбола, Юрий Николаевич на рабочих совещаниях, а тем более на публике выступал редко, однако его тихое и справедливое слово обычно было последним и решающим.
ВОЙНОВ – ЧЕЛОВЕК
Он был очень красивый. Женщины оглядывались на улице буквально до последних его дней. Это не преувеличение. Уже в конце 90-х, начале «нулевых» годов мы иногда с Юрием Николаевичем выходили из динамовского офиса пообедать в кафе на Крещатике. Перехватывая такие женские взгляды на него, я по-доброму подшучивал: «Вот что значит, быть легендой «Динамо»! Да еще вечным красавцем». Войнов в ответ лишь добродушно отмахивался.
А что бывало ранее! Сам не пойму, почему до сих пор помню, как малолеткой невольно подслушал на школьной лестнице интимный диалог двух старшеклассниц. Одна из девиц с восторгом вещала другой об увиденном накануне новом итальянском фильме «про любовь». Особенно возбужденно она докладывала о красавце-актере, исполнителе главной роли. На вопрос собеседницы, как фамилия артиста, сразу не вспомнила, залезла в школьную тетрадочку и не без труда прочитала: Марчелло Мастроянни. Вероятно, это была первая роль итальянской звезды на нашем экране. Но описать прелести тогда еще не известного советским женщинам Марчелло не смогла и спаслась фразой, которую я и запомнил на всю жизнь: «Он потрясающе красив! Как тебе объяснить? Он похож на самого футболиста Войнова!» Подружка все поняла и тоже прониклась – как прониклась бы в ту пору любая ее сверстница-киевлянка.
Эту давнюю школьную историю я и поведал Юрию Николаевичу. В ответ он лишь улыбнулся и самоиронично заметил: «Приятно быть, хотя бы и в тени Мастроянни».
Слово «тень» в его реплике отнюдь не случайно. Войнов сознательно предпочитал уйти в нее. В 1996 году мы с Александром Нилиным снимали фильм для НТВ о киевском «Динамо» под названием «Ненужный юбилей». Александр Павлович – автор многих интереснейших книг о футболе, об Эдуарде Стрельцове, о Валерии Воронине – не мог удержаться и все пытал Войнова, как тот переживал момент, когда ближайший друг Нилина в прежние времена – именно Воронин – «выдавил» его из сборной страны. Юрий Николаевич отвечал без пафоса и искренне: «Все в порядке. Ведь мое время ушло, а Валеркино пришло. Это нормально».
Готовность помогать другим и скромность – это и есть Юрий Войнов. Его время ушло в реальности, но оно должно остаться в нашей памяти навсегда...
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!