Знедолені. Найменш популярні клуби топових чемпіонатів

Світовий футбол 7 Квітня, 23:16 1697
Знедолені. Найменш популярні клуби топових чемпіонатів | 19-27
Команди Європи, для яких аншлаги стають неймовірною рідкістю.

(публікується мовою оригіналу)

В топ-чемпионатах команды играют для болельщиков. Клуб может финансироваться олигархом с Востока, может – межконтинентальной корпорацией, но в любом случае его первейшей задачей будут заполненные трибуны. Президенты и генеральные директоры европейских клубов проводят новые и новые акции, чтобы привлечь болельщиков, придумывают программы лояльности… При этом заполнить трибуны все равно получается не у всех. Sport Arena рассказывает, какие команды европейских чемпионатов «большой пятерки» чаще всего играют при полупустых трибунах.

Критерий подсчета очень прост: средний процент заполняемости трибун в матчах текущего чемпионата. Ее вечная альтернатива – само количество зрителей на матчах, но если брать за основу такой показатель, аутсайдерами всегда будут команды с маленькими стадионами (даже если они будут заполняться под завязку). Вся статистика приведена по состоянию на 3 апреля, но не может серьезно измениться по мотивам того или иного тура.

ИСПАНИЯ

Посещаемость 90% и выше: 0 команд (из 20)

Посещаемость 50% и ниже: 1 команда

Двоечник: Эспаньол (47%)

Другие отстающие: Сельта (53%), Бетис (59%), Валенсия (64%)

И сразу неожиданность – в Примере просто нет команды, собирающей аншлаг на большинстве своих матчей. Что Барселона не заполняет стотысячный Камп Ноу, что Эйбар не видит полным свой Ипуруа (вместимостью в 7000 человек). Кризис по отношению к Испании беспощаден: в любой провинции высок процент безработных, а цены на матчи Примеры «элитарно» дороги. Наблюдать за игрой Суареса/Гризманна/Роналду приходят туристы, но их недостаточно, чтобы добиваться «sold out»-а.

Можно говорить и об устарелости многих испанских стадионов: чего стоит только история, когда на памплонском Эль-Садаре обрушились конструкции, и десятки болельщиков получили травмы разной степени тяжести. Безусловно, строительство более современных арен повысит посещаемость, но худший процент прямо сейчас у команды с совсем новым стадионом! Да, построенная в 2009-м Корнелья Эль-Прат старше только стадиона Атлетика, но аншлаг не собирает даже с грандами.


Причина такой непопулярности очевидна. Очень сложно добиваться аншлагов, когда по соседству с тобой базируется одна из сильнейших команд в мире, к тому же реально играющая особую роль для любого каталонца. Эспаньол продает всех игроков, за которых заплатят хоть какие-то деньги, играет в сухом и закрытом стиле, а самое главное – Корнелья находится фактически за пределами Барселоны, на окраине. Конкурировать со стадионом, рядом с которым расположены четыре (!) станции метро, фактически невозможно – очень показательно, что даже на двух последних дерби стадион Попугайчиков был не заполнен.

В целом, нельзя не отметить, что большая часть клубов Примеры просто играет на огромных стадионах – и, естественно, не всегда их может заполнить. Вряд ли кто-то станет критиковать работу с болельщиками севильского Бетиса, который тоже делит город с многократным обладателем еврокубков и при этом собирает на матчах в среднем 33 тысячи фанатов. Фанаты Валенсии, в столь трудные времена оставляющие клуб в первой пятерке по посещаемости, вообще заслуживают какой-то памятной награды. А вот Сельте, не заполняющей 32-тысячный Балаидос ни в чемпионате, ни в еврокубках, есть над чем работать.

ГЕРМАНИЯ

Посещаемость 90% и выше: 16 команд (из 18)

Посещаемость 50% и ниже: 0 команд

Двоечник: Герта (65%)

Другие отстающие: Майнц (84%)

Аутсайдер со средней посещаемостью выше 50 тысяч зрителей. Основанный в 2009 году клуб, уже сейчас собирающий на трибунах больше 40 000 человек. В плане интереса зрителей Бундеслига выглядит колоссом даже на фоне других топ-чемпионатов – с отечественным футболом даже неохота сравнивать. И Герта, конечно же, не заслуживает критики – просто Старая Дама играет на главном стадионе страны, огромном Олимпиаштадионе. Средняя посещаемость Герты превышает 50 тысяч – показатель, достойный Лиги чемпионов. Кстати, к 2025 году клуб планирует построить неподалеку свой стадион, рассчитанный как раз на 55 тысяч.


А вот у Карнавальщиков, не заполняющих скромную Опель-Арену, есть глубинные причины относительных проблем с посещаемостью. Уход менеджера Кристиана Хайделя в Шальке пока не осчастливил Кобальтовых, но уже лишил Майнц человека, который отвечал за селекцию в течение 24 (!) лет. В правлении клуба давно назрел внутренний конфликт, который с большой вероятностью приведет к отставке и президента Харальда Штрутца (а он руководил клубом с 1988-го). Расставание с людьми, поднявшими Майнц на уровень, о котором в городе и не мечтали, отвернуло от Карнавальщиков часть поклонников. Но, конечно, даже про эту команду можно сказать – «нам бы их проблемы».

ФРАНЦИЯ

Посещаемость 90% и выше: 1 команда (из 20)

Посещаемость 50% и ниже: 3 команды

Двоечник: Монпелье (38%)

Другие отстающие: Монако (47%), Тулуза (49%), Марсель (54%)

И кто же заполняет трибуны чаще других? Разумеется, это Пари Сен-Жермен, сочетающий победы, зрелищный футбол и расположение в туристической Мекке. А вот у многих других команд Франции с посещаемостью объективные проблемы – и по объективным же причинам. Многие регионы страны больше уважают регби, чем футбол – и достигают в спорте джентльменов больших успехов.

К примеру, регбийная Тулуза – четырехкратный обладатель Кубка европейских чемпионов, единственный клуб, принявший участие во всех сезонах турнира. Регбийный Монпелье пока не выигрывал этот трофей, но входит в элиту, в 2011-м выходил в финал турнира и проиграл как раз Тулузе. В футболе же клубы из обоих городов – средние даже по французским меркам коллективы, которые не претендуют даже на участие в еврокубках. Конкретно Монпелье еще и устал от президента, который в последние годы стал для собственного клуба обузой.

Монако за среднюю посещаемость в 8753 зрителя надо аплодировать, а не ругать: в стране с населением в 38 тысяч человек (!!!) и такой показатель сродни чуду. Кстати, очень скоро процент заполняемости просто обязан увеличиться – руководители клуба планируют реконструкцию стадиона Луи II, в ходе которой расширятся вип-ложи и уменьшится количество обычных мест. Фактически, мы становимся свидетелями уникального эксперимента: создания футбольного топ-клуба для избранных.


Но на фоне нефутбольных городов выделяется один, в котором, по выражению местных жителей, две самые важные вещи – футбол и море. В Марселе обожают местный клуб, а его лидеры всегда будут в числе местных знаменитостей, но у всего есть предел. Отвратительный менеджмент, несколько лет пребывания в подвешенном состоянии, когда клуб не нужен был владельцу (точнее, владелице) и 13-е место в прошлом сезоне понизили среднюю посещаемость Олимпика всего лишь до 36 тысяч человек. Даже принципиальный матч с Лионом прошел в этом сезоне при полупустых трибунах.

Впрочем, появление на юге американских владельцев и Руди Гарсии должно болельщиков Марселя обнадеживать.

АНГЛИЯ

Посещаемость 90% и выше: 15 команд (из 20)

Посещаемость 50% и ниже: 0 команд

Двоечник: Халл Сити (80%)

Другие отстающие: ВБА (84%), Сандерленд (85%), Тоттенхэм (86%)

Еще один чемпионат с проблемами уровня «у нас жемчуг мелкий». Известно, что в Кингстон-апон-Халле больше любят регби и достигают в нем несопоставимо больших (шесть побед в чемпионатах Англии) успехов. Также очевидно, что Сандерленду, и как городу, и как клубу, поднадоели постоянные поражения, а Тоттенхэм просто меняет место жительства, и сейчас Уайт Харт Лейн понемногу сносят.


Но когда осознаешь, что даже худшая команда лиги, уже много лет не демонстрирующая ни игры, ни результатов, имеет среднюю посещаемость больше 40 000 зрителей за игру, а популярность практически всех клубов ограничивается только возможностями стадиона, понимаешь – Англия в плане отношения к футболу является другой галактикой, не то что планетой.

ИТАЛИЯ

Посещаемость 90% и выше: 0 команд (из 20)

Посещаемость 50% и ниже: 4 команды

Двоечник: Лацио (28%)

Другие отстающие: Кьево (29%), Рома, Палермо (оба – 40%)

А закончим материал лигой с самыми большими, глобальными проблемами. У итальянцев даже психологический порог в 70% пробили всего два клуба – это играющий на маленьком стадиончике Кальяри (84%), а также Ювентус, выделяющийся на фоне Серии А по целому ряду показателей. У итальянцев стали нормой стали заполненные наполовину или даже меньше стадионы. И самое страшное, что они никак не могут оттолкнуться от дна и начать наращивать посещаемость, как это делают теми или иными способами другие лиги.

В сезоне 1984/85 средняя посещаемость Серии А составила 38 871 человек. В сезоне 1996/97 – уже 29 481, десятью годами позже – 19 720. И на этом уровне (около 20 000) итальянцы балансируют до сих пор, уже позволив себя догнать явно менее футбольной Франции.

Причина такой непопулярности великих игроков и клубов просто не может быть одна. Это и устарелость арен, с которых трудно следить за происходящим, и последствия Моджигейта, разуверившего многих людей в честности происходящего на поле. Но, если смотреть на ситуацию глубже, то стоит признать – многие итальянские клубы проигрывают аудиторию именно как бренды. Ведь если в Германии каждый, даже самый скромный клуб, объединяет местных жителей, а в Англии, напротив, каждая команда АПЛ имеет фанатов по всему свету, то Италия как бы застыла в полупозиции. Каждый Лотито/Аньелли/Дзампарини руководит клубом как хочет, не слушая фанатов – при этом его увлечение и близко не так популярно, как игрушки Абрамовича или шейха Мансура.


Но даже на этом фоне находятся команды, которые выделяются уровнем безразличия к ним фанатов. Кьево будет вторым клубом города всегда, сколько бы первый ни играл в Серии Б. Именно поэтому клуб и носит прозвище «Летающие ослы» – в свое время фанаты Вероны неосмотрительно пошутили, что скорее вьючные животные полетят, чем Кьево выйдет в элитный дивизион. Ошиблись, но даже сейчас Эллас Верона собирает больше зрителей во втором дивизионе, чем Кьево в элите.

Палермо просто безумно устал от своего взбалмошного президента, которого заменил борец за права лимонов. А два римских гранда в этом сезоне платят за свою принципиальность. Тифози Лацио и Ромы пошли на конфликт с полицией, установившей на Стадио Олимпико разграничительные барьеры между секторами. В знак протеста болельщики обоих клубов перестали ходить на стадион, и даже два римских дерби прошли при незаполненных трибунах.