Фільм про Шовковського. Ризик і емоційний заряд

Динамо Київ 28 Квітня, 12:32 1162
Фільм про Шовковського. Ризик і емоційний заряд | 19-27
Автори фільму про легендарного Шовковського свідомо ризикували.

(Публікується мовою оригіналу)

В последнее время на украинские и не только украинские экраны были выпущены интересные фильмы о выдающихся людях отечественного спорта. «Детектор медиа» их разбирал: и «Лобановский навсегда» Сергея Полховского, Дмитрия Симонова и Антона Азарова; и «Выиграть всё!» Дмитрия Томашпольского о не менее выдающемся гандбольном тренере Игоре Турчине. На телеканале «2+2» вышел полнометражный (хронометраж 46 минут) фильм-портрет «Шовковский. Всегда первый!» Романа Бебеха.

Творческие ходы авторов

Портретный жанр в неигровом кинематографе, на мой взгляд, вообще один из самых трудных, и вот почему. Интерес зрителя к лентам подогревает драматический конфликт, он же — фундамент развития сюжета. Так вот, когда творцы снимают проблемную ли, событийную ли картину, они могут выдвинуть этот самый конфликт на первый план, «раскрасить» его соответствующим музыкальным рядом, впечатляющими операторскими изысками, специально обострить его монтажом и т. д.

В портретных картинах все перечисленное не возбраняется, но оно сознательно уводится создателями на второй план, т. к. не должно заслонить самого героя — есть риск «потерять» его, «выплеснуть».

Авторы «Шовковского» намеренно усложнили себе задачу — отказались от интервью в кадре с другими людьми, помимо самого Александра: тренерами, футболистами, друзьями, простыми болельщиками и, что весьма уместно именно в этой картине, профессиональными психологами.

Ведь такое разнообразие мнений, как показывает кинематографический опыт, высветило бы больше граней характера основного действующего лица, а есть моменты, которые самому герою комментировать не с руки — выйдет нескромно.

Да что там многообразие мнений. Даже смена лиц в кадре помогла бы зрительскому глазу не уставать от «монохромности» одной-единственной говорящей головы в столь продолжительном телепродукте.

Отказавшись от персонажей в кадре, поддерживающих монолог самого СаШо, авторы достаточно рисковали. Но в итоге не проиграли!

Фильм «Шовковский. Всегда первый!» выстроен умышленно сокращенным кинематографическим инструментарием: архивная хроника, монолог самого героя, авторский (дикторский) текст.

Пройдемся по каждому из обозначенных киносредств. Хроника — казалось бы, тоже мне сложность. Да и здесь не все просто. Тут надо одолеть два этапа: отобрать хронику и подобрать ее так, чтобы не просто иллюстрировала монолог СаШо, а самостоятельно разгоняла эпизоды сюжета картины.

Отбор. Непростая задача. Далеко не все знают, что в Госархиве кинофотодокументов Украины легче добыть хронику, снятую на кинопленке в 1920–30-х годах, чем видео последних 20–25 лет, особенно начала и середины 1990-х годов. Единого архива видеохроники в стране нет, каждый телеканал — сам себе господин. Дело даже не в том, что кто-то пожадничает; многое элементарно уничтожено по причине бесхозяйственности. Прибавьте к этому нищету съемочной техники времен начала карьеры СаШо.

Подбор хроники, чтобы он был не случайным, а выполнял свою миссию в драматургическом развороте фабулы, — критерий мастерства режиссера. Здесь у меня никаких сомнений не было. Сергею Долбилову нечего кому-то что-либо доказывать, он давно уже все доказал своей многолетней работой.

Так вот хроника — по делу, в десятку. Мне прекрасно знакомо то, что я увидел на экране, потому что все это я с коллегами параллельно снимал сам.

И матчи «Динамо» в чемпионате страны, на забытом уже Кубке Содружества, в еврокубковых турнирах. Отлично помню и Барселону-97, и Прагу-98, и Мюнхен-99. И матчи сборной Украины: от сдвоенного поединка с россиянами осенью 98-го и 99-го, когда Шева и вся наша команда достойно ответили на скотский заголовок на первой полосе «Советского спорта»: «Бей, Хохлов, спасай Россию» (без вины виноватый тогдашний сборник россиян Дмитрий Хохлов до сих пор извиняется за горе-журналюг). Помню трагический для нас поединок в Любляне со словенцами, вошедший в историю «гол Ачимовича», ЧМ-2006 в Германии. Все помню. Однако эти кадры вновь захватывают по полной.

Герой

Александр Шовковский — по определению персона публичная, хотя и не стремится особо к этому. Он защищал ворота «Динамо» с 1994 (формально с 1993-го) по 2016 год. Немного меньше: с 1994 по 2012 год — ворота национальной сборной Украины. На боевом посту, и это я пишу без витиеватых украшательств, он переступил собственный 40-летний рубеж. Что сближает его с такими выдающимися голкиперами мирового масштаба, как англичане Гордон Бэнкс, Питер Шилтон, голландец Эдвин ван дер Сар, наконец, Лев Яшин.

Шовковский не просто отдельная полноценная страница в истории футбола Украины, он, по сути, на два десятилетия «закрыл» проблему вратарской позиции в масштабах державы.

Вообще вратарь в команде — это отдельная планета. Другой великий голкипер «Динамо» Евгений Рудаков сказал об этом так: «Вратарь — это существо другой породы. Когда выручает, он любим всеми и уважаем. Но стоит голкиперу занервничать, а это состояние очень быстро передается защитникам, которые тут же начинают паниковать, на него валятся все упреки... Считаю, что вратари — особые люди, отличающиеся от полевых игроков. Задумчивые, погруженные в себя, много о чем-то думающие. О чем? Наверное, постоянно осмысливают свое предназначение быть у последней черты. А последняя черта — она и в игре последняя. За ней — уже непоправимое!»

Я не уверен, что Шовковский знаком с этим высказыванием своего знаменитого предшественника. Но на протяжении всего фильма он, по сути, не просто повторяет, а именно углубляет мысли Рудакова. Чему здесь удивляться — он сам это годами, десятилетиями пережил, передумал, извините за высокий штиль, перестрадал.

Те, кто знаком лично с СаШо, и даже те, кто лишь слышал либо читал его интервью, знают: он умница, способен сам развернуть любую тему, особенно ее психологические аспекты.

Может возникнуть простой вопрос: а в чем тогда заслуга интервьюера? Включай камеру, включай микрофон и радуйся — с таким героем дело уже сделано…

Отнюдь. Шовковский вовсе не «простой» герой, он далеко не экстраверт. Чтобы вызвать его на откровенность, надо уметь «подобрать ключик». Автор фильма Роман Бебех справился с еще более сложной задачей: герой и журналист — представители различных поколений, Бебех еще был дошкольником, когда Шовковский уже играл за взрослые команды.

Второй плюс в диалоге автора и героя в том, что Александр не просто откровенно делится своими радостями и проблемами за всю долгую и отнюдь не усеянную одними розами вратарскую судьбу. Он, — а наблюдательный зритель это заметит, — не выстреливает некими заготовленными фразами, но размышляет прямо в кадре. Это очень ценится в неигровом кинематографе.

Все ли гладко в фильме?

Я так не считаю. Относительно слабое звено в картине — авторский текст. Да, Рома Бебех, без преувеличения, не просто умелый репортер, он уже реально выдвинулся в обойму лидеров этого цеха в спортивном ТВ Украины. Однако закадровый текст в телерепортаже и неигровом фильме — «две большие разницы», как говорят в одном всем симпатичном городе.

Украинское документальное и научно-популярное кино по праву входило в когорту мировых лидеров. Помимо режиссеров международного класса Феликса Соболева и Виктора Олендера, Александра Коваля и Анатолия Борсюка, Андрея Загданского и Сергея Буковского, а также Юрия Терещенко, оно славилось своими сценаристами. И не просто сценаристами, а истинными мастерами закадрового текста — Евгением Загданским, Игорем Малишевским, Владленом Кузнецовым, Игорем Сабельниковым.

Что же конкретно в закадровом тексте фильма мешало мне во время просмотра? Повторюсь, это не телерепортаж, а фильм, т. е. не масс-медиа, а киноискусство. Считаю, что текста здесь с избытком, он порой элементарно иллюстрирует видеоряд, а не развивает динамику сюжетной линии.

Во-вторых, не «заиграла» начитка этого текста в исполнении самого автора. Конечно, в истории неигрового кино были великолепные авторы и режиссеры, которые сами начитывали свои тексты: те же Самарий Зеликин, Алексей Габрилович, Вячеслав Виноградов, Лев Николаев из «Очевидного — невероятного». Но они всё же исключение из правил.

Когда-то Феликс Соболев приглашал в Киев озвучивать свои неигровые фильмы Иннокентия Смоктуновского, и тот ради подобной работы отказывался от ролей в художественных фильмах. Нынче Киев вовсе не обделен высококлассными актерскими голосами. Полагаю, что этот фильм только выиграл бы от такого решения.

Впрочем, я верю в Романа. Как говорят те же вратари Шовковский и Рудаков, надо пропустить свою «порцию голов», чтобы, анализируя их, расти дальше. Думаю, это не последний фильм в творческой биографии Бебеха.

Что в сухом осадке? Фильм в целом профессиональный. Герой, хоть он знаком большинству людей в Украине, от этого не менее интересный. Самое главное, зритель получил не только новую информацию, но колоссальный эмоциональный заряд.

Семен СЛУЧЕВСКИЙ