(публікується мовою оригіналу)
Большие сделки выгодны всем
Каждый год в течение трех месяцев футбол охватывает горячка, от которой нет спасения никому. Клубы подыскивают себе новых игроков и продают старых, агенты стараются взвинтить цены повыше, футболисты раздают мало о чем говорящие интервью, болельщики с напряженным вниманием следят за всем этим. Со стороны, все выглядит хаотически и диковато. Но так ли это?
Постоянный рост величины трансферных сделок кажется неуправляемым. Но ведь и стоимость телевизионных прав тоже постоянно растет, и в спонсорских соглашениях цифирки тоже меняются. Вот эту «новую стоимость» клубы и направляют на новые покупки. Причем, безусловно, подорожание игроков на руку и клубам тоже - оно служат индикатором их успешности, поднимает в глазах общественности и в их собственных глазах. Каждый новый дорогой контракт - это плюс спортивным директорам и тренерам, которые всегда могут сказать: «Смотрите, какую грандиозную сделку мы провернули!».
Но, конечно, трансферы существуют не для того, чтобы мы могли поболтать о них на завалинке или в соцсетях. Они - эффективный способ замера футбольного рынка, своего рода барометр, показатель его стабильности и индикатор перспектив его развития. Правда, мало кому понятно, как именно работает этот инструментарий. Общественность обычно так и смотрит на процесс - непонимающе, но затаив дыхание. А специалисты, между тем, действуют, четко понимая, что они делают и почему.
Как оценить игрока?
«Первое, что учитывает клуб, оценивая стоимость игрока - это его контрактная ситуация», - говорит бывший спортивный директор «Ливерпуля» и «Тоттенхэма» Дэмьен Комолли.
«Чем больше лет ему еще осталось играть по контракту, тем дороже будет футболист. Когда этот срок - два года и меньше, а у клуба прочные позиции, покупающая сторона получает преимущество, особенно если знает, что игрок хочет уйти. Затем, учитываются другие обстоятельства - возраст футболиста, его амплуа, в какой лиге он играет и так далее», - продолжает Комолли.
У него - внушительный стаж работы в английском футболе. Он начинал в 1996 году в «Арсенале» как скаут по Европе и внес свой вклад в открытие таких футболистов, как Коло Тура, Эмманюэль Эбуэ и Гаэль Клиши.
Начало его работы в качестве спортивного директора - 2005 год, «Тоттенхэм». Он ответственен за приход в этот клуб таких известных личностей, как Гарет Бэйл, Алан Хаттон, Лука Модрич, Джованни дос Сантос, Димитар Бербатов и так далее. В 2010 году его пригласил «Ливерпуль» на более интересную работу - директором по футбольной стратегии. Ему сразу понадобилось развернуть активную деятельность по привлечению новых футболистов. И он ответил на этот вызов, обеспечив «красным» трансферы Луиса Суареса и Энди Кэрролла на самом исходе январского трансферного окна 2011 года. Тогда контракт Кэрролла стал самым дорогим, заключенным британским футболистом, и восьмым в списке самых дорогих за всю историю футбола. Среди тех, кого заполучил «Ливерпуль» с участием Комолли - Джордан Хендерсон, Чарли Адам, Стюарт Даунинг, Хосе Энрике, Себастьян Коутс, Крэйг Беллами. Безусловно, этот человек кое-что знает о ценообразовании на трансферном рынке.
«для начала надо прояснить для себя несколько основополагающих моментов. Что действительно тебе нужно? Как много ты можешь позволить себе потратить? Насколько тебе нравятся качества того, на кого ты нацелился? Ответив на все эти вопросы, ты можешь приступать к оценке игрока», - объясняет Комолли
Зачем нужен агент?
Но на пути каждого спортивного директора обязательно встает агент, единственная цель которого - урвать как можно больше для игрока, являющегося его клиентом. Не говоря уж о том, что любой агент еще и отхватывает себе лично солидный кус пирога при заключении сделки. Возьмем для примера рекордный прошлогодний трансфер Поля Погба из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед». Он стоил 89.3 миллионов фунтов стерлингов. Согласно такому источнику, как Football Leaks: The Dirty Business of Football, Мино Раиола - агент, провернувший сделку - лично получил с нее оглушительный 41.39 миллион фунтов. Предполагают, что эта сумма образовалась из сложения 22.8 миллионов от трансферной цены Погба и еще 16.39 миллионов, полученных пятью траншами впоследствии.
Как это работает? Каким образом агентам удается заполучить себе столь баснословные куши?
Джон Смит - бывший футбольный агент. Он провел на этом рынке более 25 лет, в его портфолио - более 400 имен, от Марадоны до Клода Макелеле. Его прозвище среди коллег - «Суперагент», что тоже достаточно красноречиво. Он знает этот бизнес как мало кто.
«Слово агента очень много весит в определении цены игрока. Но его роль еще важнее в самом процессе купли-продажи. Его задача - сделать так, чтобы нашлось решение, устраивающее обе стороны, чтобы в итоге все остались довольны. Вы как агент обязаны понимать любой фактор, который люди упомянут в разговоре об игроке, даже такие факторы, о которых вы не имели ни малейшего понятия в прошлом. Все это приобретает громадное значение, когда идет оценка футболистов», - говорит Смит.
Клубы стали намного умнее
«Правда, время идет, и все меняется. Например, еще три-четыре года назад почти всю предварительную работу выполняли скауты, и клубы целиком полагались на их доклады. Но сейчас все изменилось, и клубы тщательно изучают доступную статистику - а ее появилось море», - констатирует Смит.
У него на счету - такие прогремевшие в свое время сделки, как переход Питера Бердсли из «Ньюкасла» в «Ливерпуль» в 1987 году за 1.9 миллион фунтов, рекордный 2.3-миллионный трансфер Гарри Палистера в «Манчестер Юнайтед», покупка «Арсеналом» у «Зенита» Андрея Аршавина в январе 2009 за 15 миллионов. С каждым годом ему приходилось все сложнее.
«Знаете, «Арсенал» даже инвестировал в одну статистическую команию в Чикаго. Они сидели и собирали данные на всех игроков в мире. Это не значит, что во всех клубах пошли по этому пути. Есть такие, где все по-прежнему отдано на откуп интуиции или желаниям тренеров или владельцев. Но все больше становится тех, кто сидит, углубившись в цифры, и принимает решения, исходя из них», - иронизирует Смит.
Не значит ли это, что роль агента сведена к минимуму?
«Я не думаю, что когда-нибудь статистика сможет взять верх над человеческой натурой. Цифры играют роль. Но никто кроме агента не решит, что лучше для игрока в той или иной ситуации. Цифры не скажут вам ничего о его психологическом состоянии, о привычках и склонностях, о том, на каком этапе карьеры он находится. Агент обязательно учтет эти обстоятельства. И никакая статистическая база не сможет выступить посредником в переговорах между двумя клубами - так, чтобы привести их к общему знаменателю», - рассуждает Смит.
«В каждом клубе есть своя изюминка, которую надо учитывать при составлении контракта. Например, «Арсенал» имеет клубное телевидение, аудитория которого в дни матчей превышает количество зрителей национальных вещателей. Социальные медиа имеют свою специфику, огромную аудиторию и везде работают по-разному. Агент обязан понимать, как все это действует в том или ином случае», - перечисляет Смит.
Куда все идет?
Иногда при заключении сделки выплывают дополнительные обстоятельства, которые совершенно меняют ситуацию. Комолли рассказывает о таких нюансах:
«Сейчас у некоторых игроков, особенно из Японии и Кореи, есть свои персональные спонсоры. И когда заключаешь контракты с такими игроками, ты вынужден прийти к соглашению и с этими спонсорами тоже. А у них - свои требования, они требуют нанесения своих логотипов на футболку, или договора с клубом о продвижении своего брэнда».
По словам Комолли, в будущем типичной может стать ситуация, когда стоимость игрока может быть фактически нулевой - потому что трансферные выплаты возмещаются ему спонсором.
Но, как бы не менялись обстоятельства, есть на рынке вещи неизменные. А самым неизменным является принцип «спрос рождает предложение». А значит, мы и дальше обречены видеть, как растут цены на футболистов и увеличивается масштаб трансферных сделок.
«Все больше и больше денег в игре, и все меньше и меньше говорят о таланте игроков и тому подобных вещах. Ну, что поделаешь, если клубы имеют такие кучи денег? Вот, допустим, вы - «Реал». А значит, у вас есть 200 миллионов, которые вы можете потратить на трансферы. Значит, вы вполне способны купить какого-то игрока за 100 миллионов. И при этом у вас все равно останется столько же, чтобы купить кого-то еще!» - подводит черту Комолли.
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!