Альтернативна емблема «Маріуполя» і ще кілька думок про дизайн в УПЛ

Футбол України 16 Червня, 20:25 5136
Альтернативна емблема «Маріуполя» і ще кілька думок про дизайн в УПЛ | 19-27
Міжсезоння у розпалі. Ті клуби, які хотіли (або їм довелося) змінити назву або логотип, почали публікувати свої нові емблеми.

Мода на голосование

«Нива» Тернополь, «Горняк-Спорт» и «Мариуполь» уже опубликовали то, над чем работали долгие месяцы.

У нас уже четко сформировалась мода в украинском футболе на голосование по выбору логотипа. Руководителям клубов либо не хватает решимости самостоятельно выбрать достойный вариант из предложенных, исключив личные предрассудки и предпочтения, либо денег на по-настоящему качественную работу профессионального дизайнера, чтобы на презентации спокойно и гордо показать один полностью завершенный бренд команды перед болельщиками и не быть при этом оплеванным. Каждый раз переходя по ссылке мы видим неуверенность администрации клуба, пытающихся с помощью голосования снять с себя вину за изначально непрофессиональный подход. («Нива» не в счет, так как она просит высказаться всего за один уже практически утвержденный вариант).

Возьмем два самых свежих ребрендинга – «Горняк-Спорт» и «Мариуполь».

А есть ли выбор? Как выбирать лучший логотип из многочисленных близняшек? Не лучше ли взять один перспективный вариант и спокойно дорабатывать его до идеала, как делала черниговская «Десна», насколько мне известно, скооперировав силы нескольких человек.

Проблема с дизайнерами

Ну не может профессионал рисовать по 3-4 эмблемы-близнеца, которые ничем по-настоящему существенным друг от друга не отличаются. Если дизайнер сам не понимает, какой вариант лучше, то на этом этапе будет достаточно мнения друзей и родственников. Голосование среди болельщиков имеет смысл только в случае, когда с одного дизайнера принимается один вариант. Иначе это не голосование. Представьте себе, приходите вы на выборы президента, а перед вами портреты кандидатов – фото одного человека, но в разных галстуках, рубашках или пиджаках. И вот вы выбираете – проголосовать за человека с ярким галстуком или в строгом костюме? Да и как многие уже писали, в голосовании может победить любой популярный в соцсетях человек. Особенно сейчас, когда многие пользователи в Украине установили программы для обхода блокировки русских сайтов, которые в функционале имеют средства позволяющие накручивать голоса.

Да, экономика слабая, у клубов нет денег на качественный ребрендинг. Но сколько зарабатывает средний футболист УПЛ и сколько готовы предложить, например, мне за логотип на Украине? Чтобы купить футболку любимой команды, мне нужно сделать 2-3 качественных проекта! За одну лишь футболку, хоть и дорогостоящую от Nike. И не думайте, что, к примеру, клуб второй лиги беднее, чем гранды из УПЛ. Когда дело касается дизайна, ситуация одинаковая везде, поверьте мне. Это футболистов пытаются удерживать высокими зарплатами, но зачем платить деньги, если так называемые «фотошопперы» и так шлют свои логотипы на email во все клубы, стоит им только распространить объявление о том, что та или иная команда собирается сменить логотип.

Готовые проекты сами текут рекой и платить не нужно. Профессия дизайнера в Украине (и в провинциальных городах России) не ценится настолько, что профессионалы просто не полезут в это дело. И губят свое дело отчасти сами дизайнеры, обесценивающие свою работу бесплатными подачками.

Избранный логотип «Стали» не был оплачен. В подобных конкурсах участвуют, как правило, фрилансеры. Победа в подобном конкурсе – это плюсик в портфолио, повод для гордости. А денежный вопрос кажется здесь даже каким-то неприличным. Частично виноваты и руководители тех клубов, которые утверждают посредственные лого в качестве официальных, что снижает общий уровень дизайна в украинском футболе. Виновато и государство, в котором независимые художники и дизайнеры вынуждены работать нелегально или уходить в коммерческие, далекие от авторских идей, фирмы.

Однако, руководители клубов не догадываются, что красивая эмблема – это деньги с продажи хорошей атрибутики, это совсем еще юные болельщики, это имидж.

Я, как многие знают, живу в России, здесь ситуация примерно та же. Но здесь ЕСТЬ реальные фамилии, известные (звездные в узких кругах) дизайнеры, которые качественно работают и хорошо зарабатывают. С каждым годом российские команды все дальше отрываются по уровню от украинских. Эти дизайнеры оформлены как предприниматели и платят налоги, они работают на основании договора за хорошие деньги. Их работа не ограничивается лишь эмблемой. Работа ведется над формой, атрибутикой и прочим перечнем объектов, которые создают образ клуба. А когда мы говорим о новой эмблеме, мы подразумеваем именно образ! Мы хотим более качественную форму от лучшего спортивного бренда, новую качественную атрибутику для фанатов.

Вывод: за логотип для клуба украинского чемпионата предлагают 1000, максимум 2000 гривен. За дизайн ЯРЛЫКА для одежды фан-шопа российского клуба 5000 гривен. Это лично мой опыт, но судите сами.

Ребрендинг «Мариуполя»

Для меня очевидно, что третий вариант лучший. В первых двух чайка плавает брюхом на воде. Ведь мы видим, что половина якоря выглянула из воды – значит, и чайка находится ровно на уровне моря. К тому же, чайка взята с эмблемы мариупольского «Металлурга» 90-00 годов.

Чайку следовало осовременить. Сейчас графические редакторы и уровень знаний позволяют сделать более интересный символ. А так чайка из 90-х муарит из-за тонких обводок. Ее следовало развернуть вправо, чтобы она летела вперед, а не назад. К тому же исчезла динамика. Если раньше чайка вырывалась за пределы круга и давала собой диагональ, то теперь весь набор элементов просто выровнен по вертикали, что скучно. Эмблеме не хватает обводки вокруг щита. Есть претензии к синему цвету – он скорее фиолетовый, опять же как на старом логотипе «Металлурга». Есть прекрасный темно-синий оттенок нэви, который куда лучше бы смотрелся. Чрезмерное подражание любимому ретро-логотипу притянуло череду ошибок.

Но этим все не заканчивается. Единственный приемлемый вариант №3 очень похож на совокупность эмблем «Александрии» и «Шахтера». Особенно похож он на горняков. Нижняя черная часть «Шахтера» – практически копия синей части «Мариуполя». Знак (якорьмолоточки) и год основания в одной связке. И даже шрифт подобран очень похожим. Выше белой полосы с леттерингом форма щита начинает брать пример с Александрии, у которой леттеринг выполнен в том же стиле – на белой слегка изогнутой полосе. Все это может кому-то нравится, но в целом для УПЛ это не оригинально.

Про «Горняк-Спорт» я не говорю, так как клуб отменил голосование после одних суток беспощадной критики. Теперь в конкурсе будут участвовать только дизайнеры. Интересно, они сами пригласят дипломированных художников или будут просить портфолио с резюме от каждого желающего поучаствовать?

Моя версия логотипа «Мариуполя»

Чайку носит на эмблеме одесский «Черноморец» – и теперь мы имеем дерби азовских и черноморских чаек. Именно поэтому я был против того, чтобы брать еще и якорь. Я искал уникальные символы, которые внесли бы свежесть в украинский футбол. Для главной и одноименной команды Мариуполя нужно создать единый образ ГОРОДА. Ведь Мариуполь – это в первую очередь город, а потом уже чайки и море. Но ни на одном варианте новой эмблемы нет даже частички города! Поэтому я взял за главный элемент старый Белосарайский маяк.

Маяк, чайка и море – три элемента, которые создают единый образ города, моря и символа его обитателей.

И пару слов о форме. Как видно на логотипе, лучи маяка являются равноценным самому маяку элементом. Его я перенес на форму как отличительный знак.

Основным цветом формы я предложил бы бирюзовый, так как море – главная ассоциация при мысли о Мариуполе. Бирюзовый цвет символизирует гармонию между сердцем и разумом, опытом и мудростью. Он активирует у человека скрытые таланты и позволяет их максимально развить. Такой цвет предпочитают люди, которые жаждут достичь не только успеха в жизни, но и просветления.

Формы этого цвета не имеет ни один клуб в Украине. Болельщикам будет легко привыкнуть к новому цвету, ведь он очень близок к синему, основному традиционному цвету команды.

Цветом запасной формы может стать черный или белый. Черный – олицетворение промышленности. Строгий и деловой стиль, грозный и брутальный. Футболки этих двух классических цветов точно будут пользоваться спросом у болельщиков команды в фан-шопе.

Я – ярый сторонник трех комплектов формы. Это имидж клуба и его уникальность. Каждый комплект формы по своему раскрывает философию клуба и увеличивает численность армии болельщиков. Третьим цветом «Мариуполь», по моей задумке, должен стать красный – один из традиционных цветов клуба последних лет. Это цвет притягивающий глаз, он сделает команду запоминающейся. Цвет силы и смелости. Он должен быть хотя бы в переходный первый год после переименования.

К тому же, красный крайне редкий цвет в украинском футболе. В УПЛ лишь «Зирка» и теперь «Верес» имеют красный цвет на форме. «Заря» же, имея красную форму, в ней практически не играет. А вот синих команд излишне много. Отсюда красно-бирюзовое сочетание цвета выглядит очень оправданным.

Снова о каменском фарсе

Раз уж мы затронули модное в последние годы голосование, то вспомним самое эпичное, после которого мы получили один из самых худших логотипов УПЛ (и уж точно худший в сезоне 2016/17) – каменской «Стали».

Главная причина – семицветность. Синий, серый, белый, красный, голубой, розовый и желтый. Это живопись. В современной эмблеме должно быть не более 3 цветов. При этом допускается добавить оттенки (светлее или темнее) одного из основных цветов. Плюс градиент отбивает последнее желание хоть как-то снисходительно отнестись к эмблеме.

Как вы знаете, в голосовании победил мой вариант, но оно было остановлено под предлогом пресловутой накрутки голосов. Позже, в личных беседах, мне ясно дали понять, что используемые мной розовый и желтый – не самые любимые цвета президента команды. Окей, хорошо. Но почему бы вместо столь грандиозного облома просто не перекрасить неугодные цвета? Что, если заменить розовые и желтые объекты в моем лого на синие? Но нет, мы еще хотим добавить в эмблему «металлического» серого цвета и эмблему завода. Хорошо, будет вам и это. Пожертвуем не столь важным футбольным мячом.

На такой показательный ребрендинг у меня ушла пара минут:

Но как мы знаем, мнение 960 человек (43% всех проголосовавших) оказалось бессильно перед 131 (6% проголосовавших). Что же это, если не фарс?

Если вам мало этого поста, то советую прочесть этот.

Следующий пост я жду с большим нетерпением, и надеюсь, что он будет самым позитивным в «Кротовой норе» на этот момент.