У ФІФА немає нових спонсорів на ЧС-2018. Чому так вийшло і чим це загрожує

Світовий футбол 14 Грудня, 22:11 1145
У ФІФА немає нових спонсорів на ЧС-2018. Чому так вийшло і чим це  загрожує | 19-27
Витрати Росії на чемпіонат світу в десять разів перевищать доходи.

(Публікується мовою оригіналу)

В финансовом плане ЧМ-2014 в Бразилии получился самым успешным в истории ФИФА – доход составил 4 миллиарда долларов, что в 11 раз больше, чем на чемпионате мира во Франции. Прибыль команды Блаттера тоже побила все рекорды – 2,6 миллиарда долларов. Бразильцы до сих пор рассчитываются за блага, которые принес им ЧМ, не говоря уже об Олимпиаде – пустые и разваливающиеся стадионы, падение ВВП на 4% и очередной скачок безработицы. Страна-организатор потратила 13,6 миллиарда долларов, а профит забрала ФИФА.

С чемпионатом мира в России подход не поменялся – по подсчетам оценочной компании Swiss Appraisal, затраты проводящей стороны (около 16,8 миллиардов долларов) в десять раз превысят доходы. Единственная ниша, на которой ФИФА позволил заработать хозяйке чемпионата, – это билеты. Их стоимость будет самой высокой в истории. От 140 долларов на самые дешевые места группового этапа до 1890 на плей-офф. Для сравнения, в Бразилии минимальная стоимость билетов составила 90 долларов, в ЮАР – 20. Несмотря на высокие цены, прибыль от продажи билетов на русских стадионах составит около 800 миллионов долларов и даже приблизительно не покроет расходы.

Основной доход ФИФА приносят телевизионные контракты и соглашения со спонсорами – главный орган международного футбола аккумулирует всю прибыль, благодаря чему после ЧМ-2014 резервный фонд организации увеличился до 1,5 миллиарда долларов. В 2015-м Зепп Блаттер заявил, что доход от чемпионата мира в России составит 6,4 миллиарда долларов, но коррективы внес коррупционный скандал в ФИФА. Главные партнеры федерации Emirates и Sony потребовали отобрать у России мундиаль и разорвали контракты после отказа.

Катарская авиакомпания и японский производитель электроники входили в первую категорию спонсоров ФИФА наряду с adidas, Coca-Cola, Visa и Hyundai-Kia, каждый из которых ежегодно платит 50 миллионов долларов. Отказников сменили «Газпром» и китайская корпорация Wanda Group, но в целом линейка партнеров ФИФА сильно недоукомплектована. За полгода до старта турнира в первом эшелоне спонсоров вакантно одно место, во втором – два, в третьем, который обычно составляется региональными партнерами, – 19. Пока что в этой нише спонсоров фигурирует только «Альфа-Банк», заплативший за эксклюзивное право предлагать услуги в рамках турниров 2,4 миллиона долларов. Для сравнения, в Бразилии все ниши заполнили еще за год до начала соревнований.

Потенциальных спонсоров настораживает экономический кризис в России и раздражают сомнительные реформы главы ФИФА Инфантино. Особенно после того, как в мае Международная федерация уволила главу арбитражной палаты по вопросам этики и председателя следственной палаты, которые способствовали отстранению Блаттера и активно боролись с коррупцией в организации.


«На этом реформы закончились, – заявил уволенный главный судья Ханс-Йоахим Эккерт. – Руководители федерации поставили собственные и политические амбиции выше долгосрочных интересов ФИФА». Инфантино иронично отреагировал на критику: «Их слова – шторм в чашке».

Казначеи ФИФА стерли пальцы, пересчитывая крутую прибыль от ЧМ-2014, после чего Блаттер допустил стратегическую ошибку. Швейцарский Скрудж Макдак повел себя так, словно купил миллион биткоинов по доллару за штуку и увеличил призовые для сборных на 40% – в России 32 команды разыграют 700 миллионов долларов. Учитывая затраты ФИФА в размере 2,153 миллиарда долларов на подготовку инфраструктуры ЧМ-2018 и нулевую активность новых партнеров, организация вряд ли получит соразмерный с бразильским ЧМ денежный выхлоп.

За довольной улыбкой Инфантино скрывается раздражение – ФИФА потеряла 369 миллионов долларов за 2016-й год, что в три с половиной раза больше, чем за предыдущий период. До сих пор не подписаны несколько крупных телевизионных контрактов, в том числе на показ матчей в России. Проблема в гигантской для русского медиа-рынка сумме – 120 миллионов долларов.

«ФИФА исходит из цен, которые установлены на британском и европейском рынках, и столько же запрашивает для России. Но здесь рекламная минута покупается в рублях, а права продают в долларах», – пожаловался глава оргкомитета «Россия-2018» Виталий Мутко.

Одним из главных пунктов в предвыборной программе Инфантино в 2016-м стало обещание выделить четыре миллиарда долларов 211 ассоциациям-членам ФИФА в течение ближайших десяти лет. Сегодня Джанни понимает, что судебные издержки, связанные с коррупционным скандалом, низкая активность спонсоров и большие расходы на ЧМ-2018 делают подобные инвестиции малореальными.

Швейцарец нашел выход. С 2026 года ФИФА раздула финальную часть ЧМ до 48 команд, а Инфантино на президентских выборах в 2019-м обеспечил голоса ассоциаций, которые никогда не участвовали в мировом форуме. Плевать, что подобный ход на чемпионате Европы увеличил количество проходных матчей, главное – маркетинговые перспективы.

Такой же подход ФИФА применила и к Клубному чемпионату мира. Начиная с 2021-го турнир составят три группы по восемь участников, всего будут рубиться 24 команды, при нынешних семи. Также изменится время проведения турнира – с декабря на лето. Клубный ЧМ заменит Кубок Конфедераций. Вместо того, чтобы победить коррупцию в организации, Инфантино ее возглавил и решает локальные задачи, которые имеют косвенное отношение к развитию футбола.