(Публікується мовою оригіналу)
Два года подряд детская школа ФК Динамо (Киев) признается лучшей в нашей стране. С подведения итогов 2017-го мы и начали наш разговор с ее директором, заслуженным тренером Украины Александром ИЩЕНКО, затронув, разумеется, вопросы и более глобального характера. С прицелом на сборную Украины.
— Александр Алексеевич, два года подряд работу вашей школы оценивают по самому высшему разряду. Как вы относитесь к таким наградам?
— Все это ни в коей мере не влияет на наиболее объективную оценку любой детской клубной структуры, а она заключается в количестве тех ребят, которые попадают затем в молодежные и первую команду клуба.Вот это —главный показатель работы школы, и в этом, шаг за шагом, у нас тоже наметился определенный прогресс.
—Если сравнивать вашу работу с лучшими образцами мирового футбола, в каком направлении вам бы хотелось двигаться и на кого равняться?
— Перед тем как после восьми месяцев раздумий я согласился на свою нынешнюю должность в Динамо, мне довелось побывать во многих футбольных школах Европы — на базах сборных Испании, Голландии, Австрии и Бразилии. После этого сделал для себя вывод, что в работе с динамовскими детьми нужно найти ту самую золотую середину между тем, что приносило славу клубу в его лучшие времена, и современными методами построения игры. Но полностью отказываться от прежнего стиля нельзя было ни в коем случае — я это доказывал и буду доказывать.
— С чего вы начали?
— С простых вещей. Чтобы повысить уровень подготовки футболистов, сначала надо было повысить уровень подготовки тренеров. Поэтому мое предложение было таким — садимся за парты. Причем все вместе. Знания наставников должны быть активными. Но не все оказались к этому готовы. В момент обучения некоторые специалисты позволяли себе читать газеты и листать новости в телефоне, было много споров, конфликтов, но буквально через год моей работы в школе из числа всех тренеров остался работать только один. Пришли молодые ребята, и время показало, что мы не ошиблись.Руководство клуба меня поддержало, был очень сложный период, но мы его преодолели и пошли дальше. Хотя далеко не все нам еще удалось.
— Уровень подготовленности ваших тренеров можно оценить хотя бы по тому, что сразу двоих из них переманил к себе Шахтер. Не так ли?
— В этой ситуации я бы акцентировал внимание на этике и морали. Буду называть вещи своими именами — горняки включили мощный финансовый ресурс, ведь они переманили не только двух наших тренеров, но и ряд игроков. Не стану вникать во все нюансы тех технологий, которые были применены, но я против такого подхода. Был и остаюсь сторонником того, что все должно решаться на футбольном поле.
— Но это же конкуренция! Причем здесь этика?
— По моей информации, а она достоверна, на самом высоком уровне между клубами существовала такая договоренность, что никто не лезет в чужой огород. Но Шахтер ее, на мой взгляд, грубо нарушил и не то что влез — перекопал этот огород. Вывел нас на конфликт. Впрочем, свято место пусто не бывает — мы уже нашли достойную замену тренерским кадрам. Подготовим и ребят. Для нас это только лучше, если соперник будет сильнее.Да и не только для нас — для всего украинского футбола.
— Ребят переманивают через родителей?
— Совершенно верно. Папа одного из тех футболистов, буквально после зимних каникул оказавшегося в Шахтере, сказал мне: «Вы же таких денег не даете».
— Что вы ответили?
— Да то, что мы вообще денег не даем! Станьте сначала игроком, а потом заработаете.
— Коль уж от этого страдает Динамо, что тогда говорить, предположим, о Ворскле, которая сталкивается с такими же проблемами? Во избежание всего этого, по всей видимости, нужен закон на самом высоком уровне. В Европе, например, за ту или иную детскую команду могут выступать только представители этого региона. Динамо такая норма устроит?
— Уточню: не региона, а территории не дальше 100 км от места проживания. В маленьких странах — и до 40 км. На мой взгляд, это идеальная схема развития детского футбола, но, к сожалению, не в наших реалиях. В ведущих европейских странах, на которые мы хотим равняться, в каждом районе есть все необходимые условия для того, чтобы мальчишки росли. Скажите мне, пожалуйста, предположим, в Житомире хватает полей, мячей, формы и так далее?
В наших реалиях это пока невозможно — потеряем и тех, кто есть. Хотя и в европейских странахпорой не все так, как мы себе рисуем. В Австрии и Голландии, к примеру, крупные футбольные академии тоже собирают детей отовсюду, а на выходные они уезжают играть за команды своих городов. Вот это — оптимальная схема. Мальчик неделюзанимается с сильными партнерами, под началом передовых специалистов, а потом, образно говоря, играет против таких же квалифицированных ребят, как и он сам.
Но, опять-таки, давайте трезво смотреть на вещи. Вы можете представить, что каждую неделю парень из обычной семьи будет ездить на игру, предположим, в Тернополь? Я — нет. Все мы только за то, чтобы дети жили со своими родителями, но тогда у них не будет возможности расти в профессиональном плане. В этом вопросе не все так просто.
— В академии Шахтера не так давно тоже произошли серьезные изменения. Конкурент не дремлети в собственно футбольном плане?
— Разумеется. Матчи первого круга нынешнего сезона уже это показали. Конкуренция заметно выросла, хотя лет шесть назад была похожая картина, но тогда Динамо догоняло Шахтер, который доминировал по всем возрастам и имел больше готовых игроков на выпуске. Всем тогда казалось, что мы безнадежно отстали, но за счет тех кадровых изменений, о которых я уже говорил, а также благодаряработе селекции нам удалось не только выровнять ситуацию.
— Испанский вектор, выбранный вашей школой несколько лет назад, тоже помог?
— Я бы хотел начать с того, что эта инициатива исходила от предыдущего главного тренера Динамо, Сергея Реброва. Точнее, он ее поддержал, а идею принес его ассистент — Рауль Рианчо. С самого начала мы восприняли такое нововведение с оптимизмом. Многие тренеры хотят проходить стажировку в зарубежных клубах и школах, а тут появилась возможность на месте посмотреть, как работают в Испании. Так что нам всем повезло.
Мы проанализировали новую программу, увидели много инновационных методик и упражнений. Не буду отрицать, что работа старшего тренера академии Альберто Босха была очень качественной. У нас хватало разногласий, но все споры носили творческий характер. Порой имел место конфликт двух систем, двух тактик, двух взглядов на футбол. Тренеры меня поддерживали, что та методика, которая приносила результат Динамо в конце 90-х годов, не устарела. Ее просто нужно было модернизировать.
Соблюдение структуры игры, глубина и ширина атаки, контроль мяча — все это было в какой-то инновационной упаковке. Но обождите — это было и раньше, просто именовалось иначе. Ширину атаки мы называли работой флангов, которыми всегда славилась наша команда. А глубину атаки, как вы помните, определяли такие нападающие, как Андрей Шевченко и Сергей Ребров…
Конечно, мы получили много новой информации, увидели целую россыпь интересных упражнений, взяли их навооружение и дополнили наши методики. Но эта программа все-таки, на мой взгляд, была ориентирована на более взрослый футбол. Не будем забывать, что, несмотря на громкое название, у нас прежде всего — школа.А в школе надо давать азы.
— Например?
— Порой мы просто забывали основы технической подготовки. На первом месте был командный метод тренировки, и в итоге мы так и не достигли общего понимания в этом вопросе. Возможно, сказывался недостаток знания языка в общении с детьми.
Я часто спорил на эту тему с Ребровым. Говорил: «Да мы тебе будем давать полуфабрикаты. Придет игрок — и не будет знать, что такое удар с лета или удар внешней стороной стопы. Даже если он будет тактически подготовлен, станет соблюдать структуру игры, ты же мне первый скажешь: «Кого вы мне дали?!» За примерами далеко ходить не нужно. Осенью Александр Хацкевич проводил со своими помощниками совместную тренировку первой и детской команды. Было элементарное упражнение: передача, сброс — и удар по встречному мячу. Так брак был просто огромный!
— Сделали выводы?
— В очередной раз убедились, что нужно сбалансировать все методы подготовки. Потом ведь приходят ребята в молодежные команды, в основу, бьют головой по воротам, а тренеры спрашивают: «Кто их так учил?» Отвечаю: «Никто не учил». А такого быть не должно, поэтому в нашей школе запрещена избитая фраза: «Куда ты бьешь?» Останови занятие и покажи как.
— Все умеют?
— Не умеешь — организуй. В каждой группе хватает ребят, которые могут продемонстрировать любой прием. Принцип наглядности никто не отменял.
Александр Ищенко считает, что принцип наглядности очень эффективен при подготовке юных футболистов. Фото zbirna.com
— Первая команда Динамо не так давно, в общем-то, ушла от испанского футбола и добавила атлетизма, а сборная Украины, кажется, сделала все наоборот. Нужна золотая середина?
— Не золотая середина, а оптимальное сочетание тактик, методик и так далее. Надо найти то, что наиболее приемлемо для данного состава. Ломать игроков нельзя, их необходимо постепенно подводить под тактику. Иначе мы потеряем в зрелищности.
— После известных перемен Динамо не стало создавать меньше голевых моментов, а сборная так и вовсе заиграла более зрелищно. Согласны?
— Я думаю, что у Андрея Шевченко точно есть определенное преимущество перед его предшественником — Михаилом Фоменко. Подошла целая группа исполнителей, которые больше заточены на европейский футбол современного образца, и главный тренер сборной правильно делает, что перестраивает игру в плане привлекательности.
— Но счет — на табло.
— Давайте не будем забывать, что это был тренерский дебют Андрея Шевченко, а за год работы в сборной сложно полностью поменять весь менталитет и всю философию. Не так давно наставник национальной команды четко всем дал понять, что отныне с него будет совсем другой спрос, сказав, чтобы мы бронировали себе билеты на чемпионат Европы. Думаю, что так и будет.
— Выпускники школы Динамо туда поедут?
— Я в этом даже не сомневаюсь. Как и в том, что краснеть за них не придется.
Евгений ГРЕСЬ
Переходь за посиланням та донать нашим захисникам!