Украина уже не будет такой, как прежде. И с этим трудно не согласиться. А вместе с ней и украинский футбол. Спорт номер один очень чувствителен к любым экономическим изменениям, а уж в период необъявленной войны и подавно. Сейчас народу явно не до футбола, трибуны стадионов пустеют, а зрительский интерес стремительно падает вниз. Это можно отлично увидеть, сравнив посещаемость прошлого и нынешнего сезонов в элитном дивизионе.
Вниз по течению
Позади шесть туров Лиги Пари-Матч, в общей сложности 42 матча за этот отрезок времени посетило 244 758 человек. Средняя посещаемость чемпионата Украины на данный момент составляет 5 828 человек. То, что интерес к футболу близится к нулю, а вместе с тем и падает посещаемость чемпионата, видно невооруженным глазом. Если же посмотреть на цифры, то ситуация вовсе видится катастрофичной.
Наиболее посещаемый матч сезона:
«Черноморец» - «Динамо» - 22 222 зрителя
Наименее посещаемый матч сезона:
«Говерла» - «Сталь» - 506 зрителей
По итогам прошлого сезона средняя посещаемость матчей чемпионата Украины составила 6 177 зрителей. Тогда мы констатировали, что этот показатель за сезон после Майдана упал почти в два раза – с 11 286 зрителей на матче. Теперь же стоит признать, что народу на стадионы собирается еще меньше. Стартовые шесть туров прошлого сезона посетило 335 572 человек, без малого на 100 тысяч меньше, чем в новом сезоне. Тогда средняя посещаемость составляла 7990 зрителей.
В чем же причины такой отрицательной динамики? В первую очередь, это низкая посещаемость домашних матчей донецкого «Шахтера». Во Львове три матча «горняков» с «Металлургом», «Говерлой» и «Александрией» собрали всего 8 101 зрителя на трибунах. Конечно, соперники не ахти какие, но тем не менее. Взять, к примеру, матчи с запорожским «Металлургом» - год назад на игру «горняков» и «казаков» пришло 4 810 львовян, а в августе только 3 011 человек.
Если в прошлом сезоне менеджмент «горняков» продавал абонементы, то этим летом решили обойтись без них. Но тяжело сказать, что посещаемость домашних матчей дончан во Львове упала именно по этой причине. Абонементы хоть и дают различные привилегии и стимулируют ходить на все матчи, но существенно не улучшают статистику посещаемости.
Интересным был ход руководства «Шахтера» сменить домашний стадион под матч с «Днепром» и сыграть с командой Маркевича в Одессе. Честно говоря, лично я думал, что стадион «Черноморец» на такой матч заполнится если и не под завязку, то как минимум на две трети. На деле же собралось 13 213 человек, чуть больше половины арены. Во Львове наверняка собралось бы намного больше народу, как минимум прошлогодние 22 с небольшим тысячи человек. Но и поддержки «горняки» наверняка получили бы меньше, тут трудно не согласиться со словами Сергея Палкина.
Если сравнить зрительский интерес во Львове к «Шахтеру» и родным для львовян «Карпатам», то тут перевес, конечно же, на стороне «зелено-белых». Они хоть и принимают своих соперников на старенькой «Украине» (интересно, сколько бы народу ходило на матчи львовян, играй те на комфортабельной «Арене Львов»?), но в двух матчах со «Сталью» и «Черноморцем» на трибунах собралось в общей сложности 10 426 болельщиков. Правда, в среднем это менее пятой части от общей вместимости арены.
Трио самых популярных
Еще не так давно «Шахтер» собирал около 50 тысяч зрителей на матче с «Александрией», а средняя посещаемость «Донбасс Арены» составляла порядка 40 тысяч. Одних абонементов перед началом сезона 2013/14 клуб реализовывал более 27 тысяч штук, что позволило установить рекорд в Восточной Европе.
Теперь же «Шахтер» далек от лидерства по посещаемости, после шести туров «горняки», например, уступают даже «Волыни». Как известно, свято место пусто не бывает, но кто же займет место дончан? Пока что после шести туров в лидерах по средней посещаемости одесский «Черноморец», два домашних матча которого в среднем посетило 15 733 зрителя. За «моряками» идет «Днепр», который собирает в среднем 14 690 человек на трибунах «Днепр-Арены», и только потом «Динамо». Два домашних матча чемпиона в этом сезоне пока что собирали в среднем 13 303 болельщика.
Пока что рано говорить о том, кто будет в лидерах по посещаемости, ведь многие провели только по две домашние игры. Но тенденция прослеживается – «Динамо», «Днепр» и «Черноморец» будут задавать тон в этом сезоне.
Средняя посещаемость домашних матчей участников Лиги Пари-Матч сезона 2015/16:
«Черноморец» - 15 733
«Днепр» - 14 690
«Динамо» - 13 303
«Ворскла» - 7 005
«Металлист» - 6 873
«Волынь» - 5 443
«Шахтер» - 5 329
«Карпаты» - 5 213
«Александрия» - 3 900
«Сталь» - 3 133
«Заря» - 3 100
«Металлург» - 2 433
«Говерла» - 1 527
«Олимпик» - 700
Вдали от дома
Из 14-ти представителей Лиги Пари-Матч четыре команды не имеют возможности принимать своих соперников в родных городах. Трое – «Шахтер», «Олимпик» и «Заря» - были вынуждены стать временными переселенцами. «Сталь» проводит свои матчи в Днепропетровске по причине реконструкции своего стадиона. Среди вынужденных гастролеров наибольшим успехом пользуется «Шахтер» (5 329 в среднем за матч), а вот матчи «Олимпика» приходят посмотреть в среднем 700 человек. «Олимпийцы» вовсе наименее посещаемая команда этого сезона. Отличная организация выездов, которую организовывает для своих болельщиков «Сталь», позволяет новичку лиги собирать 3 133 болельщика на одном матче, это даже больше, чем приходит на игры «Зари» в Запорожье (3100).
К слову, о «Заре». Луганчане своей отличной игрой привлекают на свои матчи все больше любителей футбола из Запорожья. Пока что команда Вернидуба даже выше в таблице посещаемости, чем местный «Металлург» - 3 100 против 2 433 человек в среднем на трех матчах этого сезона у «казаков». Правда, в одном из матчей «черно-белые» принимали «Динамо» и собрали солидные 6 800 зрителей, которые и дали неплохой результат в среднем. Но не отметить повышающийся интерес запорожцев к заезжей команде невозможно.
Ну и в заключении отметим новичка элитного дивизиона «Александрию». На Кировоградщине по-настоящему соскучились за футболом высокого уровня и пока что здорово посещают домашние игры своей любимой команды. «Александрия» является единственной командой Лиги Пари-Матч, чей стадион в среднем заполняется более чем на 50 процентов. Абсолютным аутсайдером в этом компоненте является ужгородский «Авангард» - здесь в среднем арена заполняется 12,7% от общей вместимости.
Олег Бар
ков