Проклятый Юнайтед, или История о потерянных деньгах

Світовий футбол 16 Січня, 15:04 4314
Проклятый Юнайтед, или История о потерянных деньгах | 19-27
«Манчестер Юнайтед» всегда был символом финансово успешного английского футбольного бренда. Но из-за больших проблем в последние годы ситуация оказалась на грани изменений. Об этом - рассказ «Террикона».

Речь идет об авторитетном ежегодном рейтинге, который называется Deloitte Football Money League. Это список футбольных клубов, ранжированных по уровню поступлений средств от всяческих операций. Его издатель - международная сеть компаний Deloitte, оказывающая услуги в области консалтинга и аудита. Как пишут - входит в «большую четверку» аудиторских компаний мира.

Первый такой список был обнародован более 20 лет назад - в 1998. Возглавлял его «Манчестер Юнайтед» с прибылью в 87.9 миллионов фунтов стерлингов. С тех пор только дважды (в 2007 и 2014) «дьяволы» не попадали в тройку лучших. В последние годы (лет уже 15) они постоянно конкурируют с «Реалом» и «Барселоной». Раньше, в первые годы составления списка, им приходилось выдерживать давление со стороны итальянских клубов (прежде всего, «Милана» и «Ювентуса»). Кроме того, эпизодически в тройке появляется «Бавария».

Последнее исследование Deloitte нарисовало такую картину: на первом месте по итогам прошлого года стоит «Барселона» (840.8 миллиона евро), потом «Реал» (757.3 миллионов), потом - «Манчестер Юнайтед» (711.5 миллионов). Казалось бы, привычная стабильная картина, волноваться нечего. Но аналитики Deloitte предупреждают, что «Юнайтед» стоит на пороге провала, и уже в 2021 ситуация может резко измениться.

«Юнайтед» рискует второй сезон подряд остаться без денег за телентрансляции матчей Лиги чемпионов. А это - очень существенная потеря. В итоге, прогнозируемая прибыль клуба на нынешний год - 560-580 миллионов фунтов, что уже не позволит ему оставаться самым преуспевающим в Англии. И когда такое случится (а оно обязательно случится, если «МЮ» не займет в АПЛ место выше 5-го), впервые за всю историю Deloitte Football Money League этот славный клуб уступит английское лидерство кому-то из своих ближайших преследователей-соотечественников. Скорее всего, землякам из «Сити» (610.6 миллионов евро), которые сейчас идут 6-ми. Или «Ливерпулю» (604.7 миллионов), занимающему 7-е место.

Аналитик Deloitte Дэн Джонс считает такую перспективу реальной и убежден, что мы можем стать свидетелями революции прибылей в начале следующего года, когда его компания подведет очередные итоги. «Мы наблюдаем сезон, в котором «Ливерпуль» показывает великолепную игру и наверняка достигнет замечательных результатов. Это может стоить «Манчестер Юнайтед» потери первой позиции. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, насколько «Манчестер Сити» и «Ливерпуль» продвинутся в Лиге чемпионов», - рассуждает Джонс. Эту перемену он видит по-настоящему знаковой («Если мысленно перенестись на 10 лет назад, мы и вообразить себе не могли, что «Манчестер Сити» сможет в разумном будущем опередить «Юнайтед» по прибылям»).

А что там было 10 лет назад? Давайте посмотрим. По итогам сезона 2008/09, прибыль «Юнайтед» составляла 278.5 миллионов фунтов. «Ливерпуль» отставал на 100 миллионов. «Сити» плелся где-то за пределами десятки с жалкими 87 миллионами...

Нынешнего главного тренера «Манчестер Юнайтед» Оле Гуннара Сульшера волнует вопрос сохранения финансового лидерства. Но, конечно, не как такового, а в связи с прогрессом его команды: «Для меня, самой важной задачей является обеспечить хорошие результаты при хорошей игре на поле. Но мы понимаем, как важно для клуба оставаться экономически успешным. Ведь без этого, в конце концов, мы не сможем эффективно действовать на трансферном рынке».

В нынешней ситуации остается удивляться тому, что «Юнайтед» продолжает оставаться в тройке лучших все эти годы. После ухода из клуба Алекса Фергюссона результата нет, титулы редки, и они второстепенны (вроде Лиги Европы или Кубка английской лиги). Тем не менее, сила бренда «Юнайтед» и его притягательность во всем мире такова, что клуб по инерции едет на прошлых заслугах, продолжая стричь с них купоны. Но всем понятно, что так не может продолжаться вечно, и соотечественники уже реально наступают на пятки.

Английских клубов в десятке Deloitte Football Money League - ровно половина. Помимо названных, это еще «Тоттенхэм» (8-е место) и «Челси» (10-е). В Топ-20, кроме них, попали еще «Арсенал» и, как ни удивительно, «Вест Хэм» с «Эвертоном». Показательно, что увеличилось представительство в двадцатке итальянских клубов - их 4 («Ювентус», «Интер», «Рома» и «Наполи»). По 3 выдвинула Испания («Барселона», «Реал» и «Атлетико») и Германия («Бавария», дортмундская «Боруссия» и «Шальке), и еще 2 - Франция (ПСЖ и «Лион»).

Лидера списка «Барселону» аналитик Дэн Джонс видит примером того, как надо вести дела в современном футболе. По его мнению, каталонцы - молодцы потому, что перестали слепо полагаться на доходы от телетрансляций (хотя уж им-то они гарантированы в каждом сезоне) и стали всерьез заниматься деятельностью по клубному мерчендайзингу и лицензированию, полностью взяв ее в свои руки. «Только собственные коммерческие операции клуба принесли ему доход в 383.5 миллиона евро - больше, чем весь совокупный годовой доход клуба, стоящего на 12-м месте», - объясняет Джонс.

Возможно, это - рецепт для сохранения «Манчестер Юнайтед» первого места среди английских клубов. В конце концов, магия бренда все еще действует, и надо выжимать из нее золотой сок собственноручно, раз уж другие источники доходов минимизировались до безобразия.

Юрий Шелест