«Они умны, и поэтому люди ненавидят их». Как работает футбольная империя «Ред Булл»

Світовий футбол 1 Грудня, 22:03 425
«Они умны, и поэтому люди ненавидят их». Как работает футбольная империя «Ред Булл»
Австрийский концерн, частью которого является «Зальцбург», многих бесит, но при этом очевидно заслуживает уважения.

УБИЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ

За последние полтора десятка лет сложилось ощущение, что «Ред Булл» и спорт – неразрывно связанные вещи и так было более-менее всегда. И это, конечно, заслуга маркетологов компании – в этом смысле свою работу они сделали как надо. При том что самому концерну всего 33 года – напиток стал продаваться на австрийском рынке с 1 апреля 1987 года.

В настоящий момент «Ред Булл» владеет 15 командами в 11 видах спорта, и это не считая бессчетных мероприятий и соревновательных серий в сфере экстрима. Экспансия в футбол началась в 2005 году с покупки клуба «Аустрия Зальцбург». Кстати, в это же время компания пришла и в «Формулу-1», приобретя в конце 2004-го конюшню «Ягуар». Сейчас в футбольную империю «Ред Булла» входят пять команд – «Зальцбург», «Лейпциг», «Нью-Йорк Ред Булл», бразильский «Брагантину» и австрийский «Лиферинг».

Отношение к ним фанатов, мягко говоря, неоднозначное. Многим «Ред Булл» видится транснациональным монстром, пожирающим душу футбола и уничтожающим локальную идентичность. И для такого взгляда были все основания.

Когда в 2005 году концерн купил «Аустрию Зальцбург», то все прежнее руководство и большая часть персонала были уволены. «Ред Булл» изменил цвета клуба – с фиолетовых на красно-белые – и поменял эмблему. Ребрендинг был тотальным. Болельщики устраивали акции протеста, но новые владельцы были беспощадны и даже не пускали на стадион тех, кто приходил туда в фиолетовых цветах и с атрибутикой «Аустрии».

В итоге болельщики, недовольные происходящим, основали новый клуб со старым названием и цветами – «Аустрия Зальцбург», который сейчас выступает в региональной лиге (Д-3), борясь в этом сезоне за выход во вторую бундеслигу.

То же самое было и в Германии – а «Ред Булл» всегда хотел выйти на немецкий футбольный рынок. Концерн проявлял интерес к покупке «Санкт-Паули» и «Фортуны» из Дюссельдорфа, но в итоге решили, что приобретение клуба с уже существующей историей станет маркетинговым недостатком и затруднит развитие проекта. В итоге выбор пал на «Маркранштадт» – скромную команду из одноименного городка в 13 километрах от Лейпцига с населением 15 тысяч человек. Однако «Ред Булл» интересовал не сам клуб, а то, что у него была необходимая лицензия на участие в соревнованиях. Именно ее «Ред Булл» и покупал. По сути, «Маркранштадт» был расформирован, а на его месте 19 мая 2009 года основана новая команда.

«Мы тогда подумали: «Если продадим им лицензию на участие в пятом дивизионе, то получим хорошие деньги и вложим их во вторую команду, которая в то время выступала в седьмом дивизионе. И через пару лет снова окажемся в пятом дивизионе», – вспоминал для These Footbal lTimes юрист Андреас Штамкеттер, сопровождавший сделку.

Когда «Лейпциг» совершал свое восхождение наверх, то сталкивался с неприятием болельщиков по всей Германии, а многие перформансы стали легендарными. Так, фанаты берлинского «Униона» оделись в черное и молчали первые 15 минут матча, словно на похоронах, намекая тем самым на смерть настоящей футбольной культуры, а фанаты дрезденского «Динамо» кидали на поле бычьи головы.

КОНТРОЛЬ СВЕРХУ ДОНИЗУ

При всем при этом «Ред Булл» не ведет себя как футбольный нувориш в классическом понимании – не скупает звезд, не выкидывает сотни миллионов на трансферы, не включается в гонку зарплат. И этим концерн отличается от других подобных организаций, например владеющей «Манчестер Сити» City Football Group (CFG), с которой часто сравнивают австрийцев. Между ними есть существенная концептуальная разница.

CFG так или иначе связана почти с десятком клубов по всему миру. Это – «Манчестер Сити» (Англия), «Нью-Йорк Сити» (США), «Мельбурн Сити» (Австралия), «Монтевидео Сити Торке» (Уругвай), «Бомбей Сити» (Индия), «Ломмель» (Бельгия), «Жирона» (Испания), «Сычуань Цзюню» (Китай) и «Йокогама Маринос» (Япония). Однако по-настоящему своими в холдинге считают только первые три клуба, что даже отражено на официальном сайте. Остальные проходят по графе «Другие инвестиции».

Действительно, в «Бомбей Сити» у CFG 65% акций (холдингу нужно было зайти на перспективный индийский рынок), в «Ломмеле» – чуть больше 50% (сделка была закрыта в мае 2020-го, основной упор – на академию и юношеский сектор), в «Жироне» – 44,3% акций (для холдинга важно присутствие в Испании), в «Сычуане Цзюню» – 28% акций (история важна для китайских партнеров), в «Йокогаме Маринос» – 20% акций (тут завязаны партнерские отношения холдинга с известным автоконцерном, плюс клуб получает доступ ко всей интеллектуальной собственности CFG).

Единственное исключение – это «Мондевидео Сити Торке», там у City Football Group 100% акций, и для холдинга это опорный пункт в Южной Америке (скаутинг, развитие молодых талантов, изучение рынка и так далее), о чем говорится на его официальном сайте.

У «Ред Булла» иная концепция. Все пять клубов – части единой империи, между которыми налажено взаимодействие. Показательный пример – возглавляющий сейчас «Зальцбург» Джесси Марш. Он сначала работал в «Нью-Йорке», затем был ассистентом в «Лейпциге», а после того, как Марко Розе ушел в «Боруссию» М, стал главным тренером «Зальцбурга». Или, например, история 20-летнего американского полузащитника Тайлера Адамса, который перебрался из «Нью-Йорка» в «Лейпциг».

«Обмен знаниями между всеми клубами был просто потрясающим. Они собирали всех тренеров из Ганы, Бразилии, США, чтобы те обсуждали концепции развития и имели четкое представление о том, как работать. Везде использовалась та же методология, тот же язык. Именно возможность такого общения делает «Ред Булл» уникальным. Я всегда мог приехать в любой клуб и наблюдать за процессом», – рассказывал The Daily Mail Эндрю Спаркс, семь лет проработавший в юношеских академиях «Ред Булла».

«Ред Булл» не хочет быть просто титульным спонсором. Если название твоей компании написано на футболке, это просто название на футболке – ничего более. Они хотят контролировать весь процесс сверху донизу», – добавляет он.

КАК ЗАРАБОТАТЬ 118 МИЛЛИОНОВ ЕВРО ЗА СЕЗОН

Другой важный момент – концерн сосредоточен на поиске и развитии юных талантов. Скаутская сеть «Ред Булла» – одна из лучших в мире. И это позволяет империи не только тратить, но и неплохо зарабатывать, делая бизнес прибыльным. Взять хотя бы Тимо Вернера, которого «Лейпциг» купил в «Штутгарте» за 14 миллионов евро, а этим летом продал в «Челси» за 60 миллионов. Если не брать Наби Кейта, который перешел из «братского» «Зальцбурга» за 29,75 миллиона евро, самая дорогая покупка «Лейпцига» – это Дани Ольмо, за которого загребское «Динамо» получило 21 миллион евро.

Впрочем, история Кейта тоже показательна. В 2014 году селекционеры «Зальцбурга» нашли его во французском «Истре» всего за 1,5 миллиона евро. В сезоне-2015/16 гвинеец стал лучшим игроком чемпионата Австрии и перешел в «Лейпциг». А через два года перебрался в «Ливерпуль» за 60 миллионов евро.

Или история бразильского защитника Бернардо. «Ред Булл Бразил» (предшественник «Брагантину» в Бразилии) нашел его в «Куритибе». Дальше были «Зальцбург» и «Лейпциг», который продал его в 2018 году в «Брайтон» за 10 миллионов евро.

Кроме того, через империю «Ред Булла» прошли Садьо Мане, Эрлинг Холанн, Джошуа Киммих. Лукаса Клостерманна «Лейпциг» взял в 18 лет, а сейчас это основной защитник сборной Германии. А его напарника по центру обороны Дайо Упамекано скауты «Зальцбурга» нашли в скромном французском «Валансьене», причем не в основе, а в юношеской команде U-19. Уже потом он перебрался в Германию и сейчас оценивается в сумму порядка 60 миллионов евро.

Осенью 2018 года «Зальцбург» играл с «Селтиком» на групповом этапе Лиги Европы и выиграл в Глазго – 3:1. В том матче единственным футболистом стартового состава, обошедшимся клубу более чем в миллион евро, был форвард Мунес Даббур. А нападающий «Селтика» Одсонн Эдуард, купленный за 10 миллионов евро, был дороже, чем вся основа «Зальцбурга». При этом по итогам сезона-2018/19 австрийцы заработали на продаже игроков почти 118 миллионов евро.

Концепцию, разработанную спортивным директором всего «Ред Булла» Ральфом Рангником, озвучил в 2016 году журналист The Guardian Филипп Олтерманн: «Играть в яркий, развлекающий публику футбол и инвестировать деньги в молодых игроков не старше 24 лет». И пока она работает: те же «Зальцбург» или «Лейпциг» сложно назвать скучными командами.

«Одна из причин того, что люди ненавидят их, – это то, что они умны и делают вещи, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Люди видят, что это работает на имидж «Ред Булла», и их это бесит», – сказал журналист Рафаэль Хонигштейн изданию Copa90.

Как кажется, это очень точное замечание.

Дмитрий ГИРИН