Харизма і бренд. Чому Зозуля потрібен «Динамо»

Динамо Київ 8 Лютого, 19:49 1116
Харизма і бренд. Чому Зозуля потрібен «Динамо»
Андрій Недбайло - про те, чому наступного літа «Динамо» має докласти максимум зусиль, щоб отримати Романа Зозулю.

(Публікується мовою оригіналу)

О ситуации вокруг Романа Зозули написано-переписано и пересказано так много, что сейчас вряд ли есть смысл повторяться. К тому же сам футболист объявил о своем решении остаться в Бетисе, а это значит, что до лета на клубном уровне Зозуля не сыграет (ведь его арендное соглашение с Райо Вальекано остается в силе, а сам Роман уже числился в трех клубах (Днепр, Бетис и Райо) в одном сезоне). Вы же помните, что Роман был наказан КДК ФФУ за агрессивное поведение и нападение на арбитра после матча с Зарей в Кубке Украины, а потом дисквалификацию скостили? Ирония судьбы или карма – решайте сами.

Но сейчас речь о его будущем. Если конкретнее – о предстоящем лете, когда откроется трансферное окно. Арендой в Райо Бетис дал понять, что не рассчитывает на украинца, а летом, после полугода без игровой практики, его статус в команде вряд ли изменится. Таким образом, выход только один – уходить. И желательно туда, где тебя ждут, чтобы и дальше не греть место на скамье.

Признаться, вариантов у Романа наверняка будет много. Раз он рванул из Украины в Европу, то несложно догадаться, на какой вектор настроены его представители и сам Зозуля. С другой стороны, первый блин – комом, и, имея скандальный и безрезультативный «шлейф» из Бетиса, вряд ли Зозуля запросто найдет себе клуб серьезного уровня в топ-чемпионате. В Бельгии, Дании или где-то еще – возможно, но не в Англии или Германии, например.

С другой стороны, возникает вопрос, почему бы ему не вернуться в Украину? Тут все знакомо до боли в мышцах, каждая кочка поля в Луцке или во Львове – практически родная, а болельщики любят Романа больше, чем любого другого футболиста или политика. Но если не будет Днепра (а его, вероятнее всего, в УПЛ в следующем сезоне таки не будет), то куда?

Похоже, ответ очевиден – в Динамо.

По правде говоря, киевляне нуждаются в Зозуле намного больше, чем сам Зозуля – в Динамо. Более того, уверен, в киевском клубе практически не осознают, сколько дивидендов может принести трансфер ТАКОГО футболиста. Буду рад ошибиться, что не осознают, но вряд ли.

Зозуля – не мировая звезда, не номинировался на Золотой мяч, не выигрывал Лигу чемпионов и даже в финале ЛЕ играл «всего» один раз. Да и в сборной Украины он особо не блещет, не является ключевым игроком, а уж тем более – перспективным в 27 лет. Тогда зачем?

Все очень просто – имидж. За последние годы Зозуля превратился из футболиста в настоящий символ украинского спорта. Гражданская позиция Ромы в конфликте на Донбассе известна даже тем, кто не интересуется футболом, а его помощь украинской армии освещается во всех СМИ. Он молод, красив, талантлив и горяч. Плюс ко всему этому – патриот своей страны и в некоторой мере мученик (после испанского периода карьеры).

Если коротко, то тут актуальна будет цитата из фильма «Мстители», где в роли Романа Зозули выступает Роберт Дауни-младший:

С маркетинговой точки зрения Рома – просто идеальный вариант для получения той или иной выгоды. Самое главное – правильно использовать все сильные стороны такой личности. Just do it? как говорится.

Его страсть и харизма на поле, пускай часто – бесполезные или отчаянные проявления, буквально заводят болельщиков, притягивают взгляды, не оставляют равнодушными. Это то, что нужно публике, то шоу, ради которого зрители ходят на футбол. В Барселоне или Реале все ходят посмотреть на Месси и Роналду, в Англии в каждом клубе есть свой кумир, а Северная Ирландия всего одной песней вознесла Уилла Григга до звезды галактических масштабов. Но мне сложно представить, что хоть кто-то из нынешнего состава киевлян способен стать чем-то похожим даже здесь, в Киеве, на локальном уровне своего клуба. Просто нет предпосылок, вот и все.

В Динамо все крутится вокруг одной иконы – Валерия Лобановского. Конечно, память нужно чтить. Но, на минуточку, Лобановский ушел из жизни почти 15 лет назад – тогда львиная доля сегодняшних ультрас благополучно наслаждалась обеденным сном в детском садике. Очень удобно сослаться на Александра Шовковского, всю карьеру отдавшего команде и ставшего легендой, но он скорее опытный генерал, чем молодой и горячий пехотинец. Поэтому и стал символом верности эмблеме.

Андрей Ярмоленко? Да, как футболист – он номер один в Динамо. Но как символ хоть чего-то – вряд ли. Он бьется за клуб, иногда делает результат, но все равно в эмоциональном плане Ярмоленко не притягивает болельщиков, как харизматические Дарио Срна или Тарас Степаненко в Шахтере, как это делали Сергей Назаренко, Руслан Ротань или тот же Зозуля в Днепре, как Александр Горяинов в Харькове и Арменд Даллку в Ворскле. А вот харизмы сегодняшнему безликому Динамо очень недостает. И в первую очередь не на поле, а за его приделами.

Зозуля – это символ и бренд, подписывая который Динамо одним махом получает всех, кто видит в Романе патриота и борца. И тогда представления новой формы с национальным узором, наклейки флага Украины на форму и подобные проявления патриотизма обретают живое лицо, а не выглядят какими-то «национальными потугами».

Параллельно с совместным развитием брендов Зозули и Динамо в Украине, клуб выходит на международную арену. Вы представляете себе, какой резонанс и ажиотаж вызовет гол Романа условному Реалу? Несложно представить себе заголовок «Marca» об украинском «фашисте», который на самом деле не фашист и который демонстрирует уровень. Резонанс всегда приводит к известности, а это именно то, что нужно для развития. Спортивная Украина у иностранцев ассоциируется с Андреем Шевченко и братьями Кличко. Динамо – иногда с Шевченко, но уж точно не с Лобановским, Шовковским или Ярмоленко.

Приход Зозули в Динамо может стать настоящим стимулом для болельщиков. Нет сомнений, что в Киеве Рому примут с распростертыми объятьями, пускай он и не раз признавался, что его сердце принадлежит Днепру. Если он будет демонстрировать те же эмоции, что и некогда в поединках за днепровцев, то ему будет по силам в кратчайшие сроки стать футбольным символом столицы. Подчеркиваю – эмоции, а не качество игры, голы или пасы. Люди всегда и везде хотят шоу, а не безразличного перекатывания мяча миллионерами.

В конце концов, Зозуля – прекрасный вариант для усиления команды. Возможно, он и не лучший наконечник атаки, но много и часто создает для других. Так что лишним в Динамо он точно не будет. Главное – договориться с Бетисом о бесплатном трансфере, платить киевляне вряд ли не станут. Трансфер Романа в Динамо, при правильном подходе ко всем моментам, практически гарантировано станет успешным как для игрока, так и для клуба (если там менеджмент понимает, о чем идет речь в данном тексте).

И еще пара слов. Многие видные спортсмены часто уходят в политику, и в случае с Зозулей я бы не стал исключать такого варианта в будущем. Блохин, Каладзе, Шевченко… Даже Кличко – мэр Киева. Почему нет?