Логотип «Ювентуса»: успіх або провал?

Світовий футбол 18 Січня, 14:15 4913
Логотип «Ювентуса»: успіх або провал?
Після кардинальної зміни логотипу «Старої синьйори» розбираємо питання за допомогою актуальних прикладів, адже результат викликав змішану реакцію.

(Публікується мовою оригіналу)

«Ювентус» заменил не старую эмблему новой. Но это не очень радостная новость, дизайнеры «изнасиловали» славный герб титулованного чемпиона Италии. Поступили бесцеремонно, а наглость выдают за эстетский прорыв. Даже логотип презентовали в Милане. Отличная идея, труднее придумать менее подходящий для «Ювентуса» город. В принципе, как любые пафосные представители услуг «класса люкс», ребята, разрабатывающие дизайн логотипа, ухватились за фразу воодушевленного собственной оригинальностью клиента.

Аньелли заявил: «В восторге каждый раз, когда вижу заметки, которые начинаются с заглавной буквы „J“». Вот и весь секрет. Нравится человеку буква - нарисовали букву. Хотя тут нечего разрабатывать почти год. Разумеется, эмблема никакие «новые рынки» завоевать не позволит. Есть всемирно известные и успешные фирмы с ужасными знаками, а есть никому не нужные – с хорошими логотипами. Можно предположить, что Аньелли нарисовали сто двадцать заведомо плохих эскизов. А потом заявили, что над этими двумя белыми полосками работала целая огромная команда. Результат войдет в списки самых спорных кардинальных смен дизайнов в футболе, поскольку это не повторение опыта «Арсенала» или «Тоттенхэма», которым удалось осовременить логотипы без потери чувства меры:

Редизайн, который не принимали

Обычно именитые клубы из Европы боятся трогать знаки, не обдумав концепцию. Даже «Атлетико», хотя в Мадриде совершили продуманный переход к современному знаку, наслушался от фанатов много критики. Хотя как раз их посиневшего медведя легко защитить, смотрится нормально:

Но «Ювентус» пошел дальше. И здесь лучше вспомнить клинический случай из США, где дизайн любят и ценят. «Коламбус Крю» - первый американский клуб, который построил специализированный стадион для «соккера», много лет играл с броским логотипом. Трое суровых мужиков в рабочих касках. Но в 2014-м решили уничтожить уникальный дизайн вместе со сменой названия, заменили интересный знак на банальный круг:

Фанатами какого европейского чемпионата являются владельцы «Коламбус Крю»? Правильно - Бундеслиги. «Бавария», «Боруссия» из Дортмунда - явно их любимые клубы, еще немножко загребского «Динамо» и цифры от «Ганновера». Слепили из того, что было. Могли перерисовать рабочих, сделать каски красивыми, но зачем повторять за Европой?

Валлийцы из «Кардифф Сити» заменили в 2012-м году свой герб. Добавили дракона из футбольного герба Уэльса, ласточку убрали на второй план. Начались протесты, пришлось возвращать привычный всем дизайн. С «Ювентусом» может произойти нечто похожее, если летом народ откажется покупать футболки с этой буквой.

Также немало споров в Бирмингеме было после того, как фанаты «Астон Виллы», вылетевшей из АПЛ, узнали – редизайн их герба обошелся в 2 миллиона фунтов. Конечно же, льва лучше нарисовали, но стоит ли эта работа два миллиона? Судите сами, видны ли здесь изменения на два миллиона фунтов:

Логотип «Ювентуса» вызвал смех?

Нельзя делать логотипом клуба то, что Погба выбривал у себя на голове. А если серьезно, то существует железное правило создания подобной идентичности. Логотип не может вызывать похабные ассоциации. Любой фаллический символ – приговор. Фанаты «Ювентуса» уже перевернули новую эмблему под углом девяносто градусов в левую сторону, и сразу увидели повод вспомнить о водопроводном кране и не только. Ужасная ассоциация для серьезного мирового бренда:

Впрочем, примитивность логотипа вызвала и другие язвительные отклики. Например, славный российский клуб «Енисей» не прошел мимо и повторил манеру. Даже линия спереди такая же необъяснимая и ненужная, как у «Ювентуса» та непонятная каракуля, которую образует черная полоса, разделяющая «J»:

И может быть скандал, если догадка одного из теннисистов окажется верной. Намекают, что саму идею создатели знака «Ювентуса» взяли у компании со схожей концепцией логотипа. Не лишним будет напомнить, что не так давно японцам пришлось менять эмблему Олимпиады в Токио после обвинений в плагиате. Когда символы настолько простые, вообще не оригинальные – щит и щит, буква и буква, всегда можно найти в сети похожий. Если позже найдут буквальное повторение – будет большой скандал и пойдут в суд. А пока обращают внимание на вот это отдаленное сходство:

Повторяется проблема знака АПЛ?

В АПЛ тоже сменили логотип лиги. И хотя больше претензий вызвал дикий знак английской футбольной лиги – словно для стирального порошка, неплохо сделанная голова льва оказалась хорошим проектом с изъяном. Причем довольно серьезным для ТВ-продукта. Минус заметили уже по ходу сезона. Оказалось, что дизайн с использованием негативного пространства не работает, когда эмблема АПЛ появляется поверх картинки из матчей. Пришлось делать белый фон, но логотип рядом с плашкой о счете поединка висит без перемен и голову порой плохо видно – серьезнейший прокол.

Если логотип, который надо ставить на темный и светлый фон, толком не работает, то это провал. Не все считают «щит» «Ювентуса», а цвет полос надо постоянно менять. Причем если в сороковых годах, когда у «Ювентуса» не было официального сложного знака, они могли нашить на футболки заглавную букву и смотрелось нормально, то теперь сочетать новый знак с разными фонами будет сложнее. Их «щит» не настолько красив, как сама буква, а она разделена на две части и поэтому эффект нулевой.

Логотип модный, но не подходит?

Тренд последнего десятилетия в дизайне логотипов и торговых знаков: чем проще – тем лучше. Но это мода, которая пришла на смену другой, третьей и четвертой. Как только развивались графические редакторы – все лепили градиенты, придумывали нечто дикое для 2017-го года. «Две полоски» «Старой синьоры» - пример несуразного потакания проходящим вкусам. Никакая лапша на уши про «изучение рынка» не пройдет. Приведенные выше примеры показывают, что многие дизайнерские конторы играют на плохом вкусе миллиардеров и за огромные деньги предлагают им странные решения.

Новый логотип «Ювентуса» хорош для турецких джинсов. Для арабских банкиров. Для азиатских торговцев недвижимостью. Но для клуба с такой историей подобное решение – вероятный провал. Если можно понять перемены «Арсенала», «Манчестер Сити» и «Атлетико», они упростили, вернулись к старому или подчистили новое. Но выбор Аньелли и руководства «Ювентуса» должен быть встречен в штыки. Вплоть до акций протеста от фанатов. Ведь очевидно, что здесь никто не осовременивал исторический символ, а просто нарисовал новый знак, связанный с «Ювентусом» только надписью.

Чем футбольный пример опасен?

Существует вероятность, что завтра логотипы других клубов будут упрощать до подобного вида. Изготовители формы скажут, что новые эмблемы удешевят производство футболок. Ведь эта «смелость» - новизна ради новизны и продажи свежих партий футболок. Минимализм – сложная вещь, поскольку предполагает абсолютный вкус создателя и чувство геометрии. В мире дизайна есть мастера этого стиля, вроде грузина Бохуа. Но у «Ювентуса» с выдержанностью знака беда. С белой буквой на черном фоне он визуально слишком узкий. Новый щит примитивен, никак не связан с командой и не отражает смысл торговой марки. За пять минут можно нарисовать такой же для МЮ. Но смотрится ужасно, поскольку начинается соревнование в соединении двух букв, это не обновление, а пародия:

«Ювентус» заплатил большие деньги за работу, которую мог приобрести в интернете. Даже нашли упрощенную эмблему льва «Челси» с той же концепцией, как у туринцев, и стоит 18 долларов. Шрифт у итальянского знака неплохой, а сам символ хромает. Получили совсем не футбольный логотип, плоский, не цепляющий, смысловая нагрузка никчемная. Щиты использовали в геральдике всегда. Не новое слово и не минимализм. Единственное, что вызвал знак – реакцию. Отдельные фанаты «Ювентуса» вынуждены его защищать от насмешек, говорить, какой он современный, словно это обязательно плюс. А остальные плюются или шутят. Дело не столько в радикальности, а в том, что без этого изменения клуб не стал бы меньше зарабатывать. То есть просто поиздевались над людьми, которые любят старый герб, больше ничего. Если хотелось упрощения, то могли поработать с привычным знаком. А у вас какие чувства вызвала такая резкая смена под высокопарные заявления об открытии новых горизонтов? Хотели бы, чтобы подобным образом упрощали знаки ваших любимых команд со сложными логотипами?

Станислав Горин